Санкт-Петербург в кино

Что смотреть: Санкт-Петербург в кино

Мы не знаем наверняка, какие цели ставил перед собой Петр Первый, когда строил город на Неве. Хотел ли он создать культурную столицу России, мечтал ли открыть выход к Балтийскому морю или же просто не любил Москву, очевидным остается одно: император создал город не зря. Конечно, Питер не затмил Белокаменную, которая, как известно, никогда не спит и трудится на радость всей стране, однако он превратился в город, который вдохновляет.

Все дороги творческих людей таинственным образом ведут в Санкт-Петербург. Здесь творил Достоевский, часто бывал Пушкин, здесь властвовал русский рок-н-ролл. И, безусловно, про этот меланхолический городок снимали и продолжают снимать атмосферное кино. Фильмы, представленные ниже, в который раз доказывают, что Питер удивительно разный: иногда он вызывает отторжение, чередующееся с отвращением, иногда – нежность, а порой все эмоции к нему настолько спутаны, что совершенно непонятно, что же ты чувствуешь, когда видишь город на Неве.

 

Гений, 1991

 

Советская лента под нескромным, в хорошем смысле слова, названием «Гений» – это криминальная комедия девяностых, которую давно разобрали на цитаты. Фразы «Страна непуганных идиотов», «Сидим, едим, пьем» и «Кто меня там ждет: я что, Ростропович?» хорошо знакомы, в том числе и молодому поколению девяностых.

Удивительно, как в то время менялась жизнь – развал Союза, ГКЧП, анархия и бандиты. Людям, служившим науке и образованию, приходилось или скатываться в яму к социальным низам или же, как главному герою фильма, становиться злым гением, используя свой интеллект неправильно, то есть для афер и махинаций. Подобные картины вряд ли показывают и сам Питер, и вообще всю страну в розовом свете, но такова была реальность.

 

Гений, 1991

Гений, 1991

 

Брат, 1997

 

Питер и криминал – неразрывные звенья, почти что сиамские близнецы. Поэтому говоря о теме бандитизма, невозможно не вспомнить о культовом фильме Балабанова «Брат». Фильм давно стал народным, чем-то само собой разумеющимся, что да, это наш, русский кинематограф. И снова выдержан мрачный стиль времени «лихих девяностых»: криминальные группировки, убийства, нищета, безысходность перед не щадящей людей жизнью.  И всё это творится в Петербурге, как вы уже догадались.

Отсутствие приличного бюджета (все-таки 100 тысяч долларов – это скромная цифра даже для российского метра),  не сказалась на качестве фильма и актерской игре. Это кино звучит по-особому, причем, в прямом смысле слова: саундтреки к фильму в исполнении группы «Наутилус Помпилиус» удачно добавили кино-картине мрачного шарма. Пожалуй, «Брат» послужил основой, классическим примером для всех последующих российских фильмов в криминальном жанре.

 

Брат, 1997

Брат, 1997

 

Кококо, 2012

 

Мне всегда казалось, что Санкт-Петербург – суровый город, город для настоящих мужчин и что именно представители сильного пола чувствуют себя там гармонично, на своем месте, а женские истории как-то совсем не к месту. Арт-хаусное «Кококо» лишило меня этого стереотипа.

Современный Питер соединил судьбы двух женщин: одна только собралась покорять культурную столицу, а другой покорять её незачем, она попросту там живёт.  Интеллигентка и провинциалка: что может быть понятнее и ближе этого вечного противоборства? В их глазах отражается совершенно разный Питер. Непонятно, как только люди, у которых нет ничего общего, смогли ужиться в одной квартире, и даже «немножко» подружиться. А ведь женщинам сложнее понять друг друга: каждая претендует на то, что именно она больше всего настрадалась за прожитые годы, а значит,  как нельзя лучше понимает жизнь и имеет право учить свою подругу этой пресловутой жизни. Чудесно, что существуют мгновения, когда женщины способны по-настоящему понять таких же, как и они, остальных дочерей Евы. И хорошо, что про непростую женскую участь иногда снимают неплохое кино.

 

Кококо, 2012

Кококо, 2012

 

Прогулка, 2003

 

Петербург – город контрастов. Он вдохновляет не только на серьезные фильмы с оттенками печали, но и на озорное ребяческое кино. Кажется, сценарий к фильму «Прогулка» писался, когда у сценаристов и режиссёра было однозначно веселое настроение, и никто из писавших его не претендовал на Оскар, делая свою работу с удовольствием и для себя.

Этот фильм ни о чём. Ни о чём трагическом или драматическом. Просто прогулка трёх людей по улицам Питера.  Приключения, драки, любовный треугольник и Питер: живой, реальный, динамичный. Возможно, финал покажется зрителю в какой-то мере грустным и совсем не романтическим, но на общем впечатлении это не сказывается: оправданно хочется пересматривать его и, если случится возможность, повторить маршрут главных героев картины.

 

Прогулка, 2003

Прогулка, 2003

 

Невероятные приключения итальянцев в России, 1973

 

Современному российскому кино одновременно и сложно, и легко. Легко, потому что за плечами у современной режиссуры великие советские фильмы Рязанова и Гайдая, а сложно по причине того, что нужно этому же советскому уровню хотя бы немного соответствовать.

«Невероятные приключения итальянцев в России» – это такой хороший, классический приключенческий фильм про Петербург, на современном языке – роуд муви, то есть дорожное кино: постоянная динамика.  Не зря действие происходит в Питере – городе, полном загадок. А где загадки, там и желание их разгадывать и, соответственно, последующие приключения. А уж когда эти приключения случаются с темпераментными по своей природе итальянцами и хитрым русским «гидом в погонах», которого сыграл Миронов, то стоит ожидать хорошей актерской игры и не менее интересного сюжета.

 

Невероятные приключения итальянцев в России, 1973

Невероятные приключения итальянцев в России, 1973

 

В ожидании чуда, 2007

 

Питер – город-мечта: «В одном далёком красивом городе есть странный старый дом,  на тёмном старом чердаке которого хранится тайна…» – искушает обывателя трейлер. Подобным образом начинаются практически все существующие в мире детские сказки.

Да, верно, «В ожидании чуда» – это незатейливая городская сказка, доброе, наивное и легкое кино, в котором чудесно передан питерский дух. Пожалуй, до полноценной мелодрамы фильм все-таки не дотягивает, но это и к лучшему.

Человеку свойственно сомневаться в собственных силах, поэтому он чаще зол, чем радостен, чаще несчастлив, чем наоборот. Человек ждёт счастья, а его всё нет и нет. Он находится в ожидании этого самого чуда, но в какой-то момент происходит крушение мечты. «Наконец твои розовые очки разбились», – говорят нам окружающие. И нам кажется, что сделали мы всё правильно. Этот фильм не учит, это слишком банальное, глупое утверждение.  Скорее, он рекомендует своему зрителю не столь легко прощаться со своими целями и мечтами.

 

В ожидании чуда, 2007

В ожидании чуда, 2007

 

Питер FM, 2006

 

Хочется закончить подборку таким романтическим фильмом, каким является «Питер FM». Эта лента стала дебютной в карьере режиссёра Оксаны Бычковой. Русская народная традиция утверждает, что первые блины получаются испорченными, но это не об этом фильме.

Сюжет незамысловат, но от этого он становится только приятнее и приходится по душе: будни ди-джея на радио, выбор между домом и престижной работой, неожиданно возникшая любовь. Пока герои пытаются разобраться в себе, на экране мелькают петербуржские дворы, улицы и крыши. Хорошо, что эта картина лишена пафоса и философской концепции. Все это здесь неуместно. Сложно было ожидать от сурового Санкт-Петербурга романтической атмосферы, но, к счастью, Питер способен и  на любовь.

 

Питер FM, 2006

Питер FM, 2006

 




'Что смотреть: Санкт-Петербург в кино' пока никто не прокомментировал

Прокомментируйте первым!

Хотите поделиться своими мыслями?

Войти с помощью: 

2014 © Faces&Places