Остров Сахалин

До Сахалина и обратно, или как географы страну свою смотрели

Побывав однажды на Сахалине и загоревшись идеей вернуться туда снова, географ Сергей Пищулов не только бросил все силы на осуществление своей мечты, но и собрал настоящую экспедицию на остров. Так четверо ребят (Сергей, Никита, Саша и Вася) отправились в долгое путешествие длиной в восемьдесят дней и 30 000 км, путешествие Москва-Сахалин.

Сергей поделился с нами не только самыми интересными моментами поездки, но и рассказал о том, как организовать такую экспедицию собственными силами.
 

Идея

 

Мы с Никитой – географы. И после четвертого курса в университете нас отправили на практику на Сахалин. Добирались мы туда самолетом, долго, почти 9 часов. А когда прилетели, поняли, что этот регион не похож ни на что из виденного нами прежде. Конечно, на тот момент мы не так много и видели…

А тут сразу такое разнообразие: за какие-то 700 км ландшафты меняются от субтропиков до лесотундры, от лиан до карликовых елочек.

И это потрясающе. А в южной части Сахалина вообще такая уникальная растительность, которой нет нигде в этих широтах. Например, такие лопухи огромные, что ими можно укрыться как зонтом от дождя.

И вот, спустя два года после этой поездки, у нас стали появляться первые мысли о том, чтобы вернуться туда. Причем, вернуться уже не самолетом, а каким-то другим видом транспорта. Тогда у меня как раз появился первый автомобиль, и мы решили – надо ехать на машине. Слухи о качестве дорог ходили разные, и я понимал, что мой нынешний автомобиль (на тот момент это был Hyundai Accent) для путешествия не подойдет. Появилась мечта во что бы то ни стало купить другую машину, а именно небывалый на тот момент Renault Duster. Была мечта, и я положил все на ее исполнение.
 
Красноярск
По дороге в Красноярск
 

Команда

 
Когда мечта стала целью, а цель – осязаемой, возник еще один вопрос: ехать ли нам вдвоем с Никитой или искать в команду еще кого-то. Отправляться вдвоем по ряду причин не хотелось. Во-первых, это дорого, во-вторых, не очень безопасно. Дело решил случай.

Я тогда увлекался руферством и во время одной из вылазок познакомился с пареньком по имени Саша. В тот же день я рассказал ему о поездке, и он сразу же согласился поехать с нами. Саша сразу вписался в нашу компанию. Он представлял собой классический пример популярного сейчас в интернете образа бунтаря, который презирает офисную жизнь и спит и видит, как навсегда сбежать от нее. В добавок ко всему он байкер (а это, на мой взгляд, транспорт для эгоистов, в хорошем смысле), и если вы смотрели картину “Беспечный ездок” с Марлоном Брандо, вы хорошо представите себе этот образ. Так у нас появился еще один человек в команде. Все складывалось один к одному, потому что Саша еще и отличный техник, что в дорожном путешествии незаменимо.

 
Красноярские столбы
Красноярские столбы
 

За несколько месяцев до старта пришло ощущение, что нам нужен еще один человек, и на нашем горизонте появился сашин друг Вася. Изначально мы с Никитой и не думали брать в путешествие непроверенных людей. Но найти своего человека, готового ввязаться в такую авантюру, оказалось не так просто. Все-таки ехали мы аж на 80 дней, это не мало. И не каждый готов на это время бросить свою работу, семью и друзей. Впрочем, в Васе мы не ошиблись. Он оказался по-хорошему спокойным и очень творческим человеком, который сначала помог нам с презентацией для спонсоров, а потом стал штатным фотографом в группе. Так у нас сформировалась идеальная команда: два географа, один из которых (Никита) еще и отличный штурман, техник и фотограф.
 
Красноярская ГЭС

Енисей
Красноярская ГЭС и Енисей
 

Подготовка

 
К поездке мы готовились где-то полгода, разрабатывали маршрут, выбирали достопримечательности. Поскольку двое из четырех участников экспедиции (включая меня) – профессиональные географы, мы примерно представляли себе, что именно хотим увидеть, и держали какие-то точки маршрута у себя в голове еще до старта.

В итоге, общими усилиями мы составили огромный файл, где буквально по дням было расписано все: достопримечательности, километраж и расход топлива, а также примерные места нашего ночлега. Важно было заранее просчитать, сколько денег нам понадобится, мы ведь путешествовали не автостопом, и это было принципиально важно. Еще один момент, который отличал нас от большинства путешественников, отправляющихся за мечтой, это конкретные сроки путешествия.

Поехать куда-либо на неопределенный срок у меня не было никакой возможности, поскольку по возвращении мне предстояла защита кандидатской диссертации.

Это стало одной из причин разрабатывать маршрут точно по дням. И надо сказать, мы следовали точно по графику, и если даже и выбивались из него на один день, то потом нагоняли это время.

 
Иркутская область
Иркутская область
 

Большое значение в подготовке путешествия мы отвели поиску спонсоров. Все-таки путешествие на автомобиле куда более затратно, чем автостопом или на велосипеде, и, разумеется, мы хотели по возможности сократить свой бюджет. На самом деле, сделать это вполне возможно, даже не будучи Сергеем Долей или еще каким-нибудь популярным блогером вроде него. Здесь важны два момента. Во-первых, поделиться своей затеей с как можно большим количеством людей, рассказать о ней своим друзьям и друзьям друзей – вполне возможно, что кто-то из них заинтересуется или подскажет кого-то, кого можно заинтересовать. Вообще, в таких вопросах все и держится, по большей части, на заинтересованности конкретных людей.

Второй момент, которому нужно уделить особое внимание, это качественная презентация проекта. Здесь нужно красиво обрисовать свою идею, описать цели своего путешествия. А дальше – рассылать эту презентацию всем потенциальным спонсорам. Потому что каким бы классным ни был твой проект, без рекламы вряд ли что-то получится. Мы таким образом нашли несколько информационных партнеров и спонсора, которым стал дилерский центр “Рено”, в котором покупалась та самая машина, на которой мы проехали до Сахалина и обратно.

 
Улан-Удэ
Дворец Хамбо ламы Итигэлова в Улан-Удэ
 

Цели

 
Конечно, первая наша цель заключалась в том, чтобы еще раз самим увидеть Сахалин, а заодно и всю страну, которую нам предстояло проехать с запада на восток. Но не только это.

Мы задались целью показать страну людям у мониторов. Ведь мы географы, и нам положено знать свою страну чуть лучше, чем ее знают остальные.

Именно с этой целью, а вовсе не для того, чтобы как-то прославиться, мы завели путевой блог, искали спонсоров и информационных партнеров. Своим собственным примером мы стремились доказать простую истину: если поставить себе цель и приложить все усилия (зачастую большие) к ее осуществлению, все обязательно получится, нет ничего не возможного. Таким образом, основных целей у нас было три: увидеть, показать и доказать.
 
Трасса Амур
Федеральная трасса Амур
 

День X

 
И вот, наконец, наступил этот день икс, 1 июля 2013 года. День, который я не забуду никогда. В 5 утра я простился с девушкой, мы расстались практически со слезами на глазах. Впервые в своей жизни я не был уверен, что вернусь домой: слишком уж непонятной казалась ситуация с криминалом за Байкалом. Но вот мы отправились в путь. Вспоминаю наш выезд из Москвы: стоим в традиционной пробке на Ленинградке, все едут на работу, точно так же, как ездили и мы все эти месяцы и годы. Но сейчас мы едем на Сахалин. Совершенно в другую жизнь. Это не укладывалось в голове.

 

Путешествие

 
И вот мы поехали. Европейскую часть страны проехали довольно быстро, но чем дальше уезжали на восток, тем подробнее становилось наше путешествие.

 
Холмск Сахалин
Город Холмск, Сахалин
 

Каждый день с нами что-то случалось. Мы были открыты для приключений и легко находили их в виде неожиданных встреч и новых знакомств, удивительных поворотов судьбы. Помню, в центре Томска, среди уникальных домов и красивого русского зодчества в одном из аутентичных дворов, где жизнь не менялась, кажется годов с 50-х, мы встретили бабушку на крылечке. Она стояла в своем халате, без половины зубов и смотрела на нас. Разговорились. Оказалось, что в Томске она живет с трех лет и видела множество изменений, которые произошли и происходят с городом. Нам она рассказала все, что знала о Томске, каким он был, и как он изменился. Поделилась своей радостью о том, как много новых кафе сейчас открывается, как она радуется за молодежь, посоветовала места в городе, обязательные к посещению.

Я убежден, что именно такие встречи и делают путешествие незабываемым.

В прекрасном городе Дивногорске, тихом и спокойном (здесь, на берегу Енисея я бы с удовольствием провел свою старость), гуляя по набережной, мы встретили двух пожилых мужчин. Оказалось, что когда-то именно они занимались строительством знаменитой Красноярской ГЭС. Нам они рассказали о том, как в 1956 году приплыли сюда на ледоколе, сперва отстроили поселок, а потом и станцию. Это был удивительный рассказ, от которого невозможно было оторваться.

 
Сахалин

Остров Сахалин
Остров Сахалин
 

В Хабаровске, уже на обратном пути нашего путешествия, одна из наших подписчиц пригласила нас к себе переночевать. И жил у нее кот по кличке Морисон, а у меня страшная аллергия на кошек. И я поехал ночевать на стоянку в машине. Приезжаю, подхожу к вагончику охранника, предупреждаю, что буду ночевать в машине. Он, кавказец по национальности, говорит мне со своим знаменитым акцентом: “Конечно, брат. Зачем в машине, давай ко мне, у меня кровать есть, я тебя чаем напою”. В ходе беседы оказывается, что он и есть хозяин этой стоянки, сам родом из Азербайджана, сидел четыре раза, в общей сложности 21 год. И вот я сижу с ним и думаю, что где-то там, далеко Москва, пробки, Питер, тучи, а у меня здесь – Хабаровск, новый знакомый и рассказ о том, как жилось в бандитские 90-е на Дальнем Востоке. Удивительно! И таких вот историй за все время путешествия у нас было не 5, не 10 и не 15.
 
На берегу Охотского моря
Северный Сахалин

Итоги

 
Во-первых, мы сумели разрушить многие стереотипы. Например, относительно качества дорог. У нас в стране есть множество региональных (не говоря уже о федеральных) дорог очень высокого качества: доехать до Владивостока можно даже на “оке”. Вспоминаю Хакасию: идеальный асфальт, степь и горы, возвышающиеся вдали, невероятная красота – кому показать, ни за что не поверит, что это в России. Конечно. если отклоняться от центральных трасс, дороги будут несколько хуже, но в целом и с ними проблем нет.

Что касается криминала, то и здесь все хорошо. В том смысле, что, конечно, никто и нигде не застрахован от чего-либо (я один раз и в Москве стал свидетелем перестрелки), но элементарная осторожность в большинстве случаев решает проблему.

Самое главное правило, которое мы вынесли из поездки, заключается в следующем: “Будь открытым и добрым, и люди тоже будут открыты и добры к тебе”. Не нужно ставить себя выше других. Ведь то, что вы живете в Москве и работаете на крутой работе, вовсе не делает вас лучше какого-нибудь тракториста дяди Вани из Ростовской области. Путешествия быстрее всего помогают понять это. А еще они снимают комплексы. Ты становишься открытым и можешь совершенно на равных общаться с любым человеком, причем, абсолютно не важно из каких он кругов.

Благодаря этому путешествию мы поняли сами и показали другим, насколько у нас добрые и отзывчивые люди, и что людей хороших в принципе гораздо больше, чем плохих.

 
На берегу Охотского моря

На берегу Охотского моря
На берегу Охотского моря
Следить за путешествиями ребят можно в официальной группе проекта.



'До Сахалина и обратно, или как географы страну свою смотрели' пока никто не прокомментировал

Прокомментируйте первым!

Хотите поделиться своими мыслями?

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

2014 © Faces&Places