Как сотворить вселенную: кинетические животные Тео Янсена

Огромные, странные и… живые, они в одиночестве бродят по нидерландским пляжам курорта Схевенинген рядом с Гаагой, приводя случайных прохожих в трепет. Эти кинетические скульптуры или “пляжные звери”, как их называет сам автор, были созданы на стыке инженерии и искусства и сейчас представляют собой ни много ни мало, новую популяцию животных, выведенных человеком. Звери Тео Янсена не только самостоятельно передвигаются, распознают воду и тип грунта, реагируют на окружающую среду, но и “эволюционируют”. “Я хочу, чтобы когда-нибудь эти животные жили в стадах на пляжах и стали абсолютно автономными”, – мечтает Тео.

Мы записали с художником и инженером (а точнее сказать, демиургом) Тео Янсеном небольшое интервью о происхождении его животных, их дальнейшем развитии, а так же о тех чувствах, которые он испытывает к своим созданиям.

 
Кинетические животные
 
Как вы пришли к идее создания кинетических животных? Какие задачи ставили перед собой?

На тот момент я вел колонку в газете под названием Volkkskrant. Я делал материалы о предметах науки, рассмотренных под непривычным ракурсом. Одна из моих публикаций как раз была посвящена устройству, которое было собрано из перекатывающихся тонких трубок. Эта штука должна была собирать песок на пляже и создавать из него дюны, которые предотвращали бы разлив моря во время прилива. После публикации прошло достаточно времени, и не случилось ничего интересного. Но однажды, в один прекрасный день я проходил мимо магазина инструментов и внезапно для самого себя купил несколько таких трубок, которые еще используются для защиты электрических кабелей в частных домах. Я возился с ними целый день, а к вечеру открыл для себя столько возможностей этих трубок, что решил посвятить им еще какое-то время. То, что из этого получилось, полностью вышло из-под моего контроля.

Это было двадцать четыре года назад.

 
Кинетические животные
 
Что для вас было в приоритете: создать арт-объект или построить инженерное сооружение? Есть ли между ними граница, и насколько она велика?

На самом деле, все началось с того, что я просто хотел создать что-то функциональное. Но когда мое первое животное было закончено, функционировало оно плохо, и вместе с тем я был поражен тем, насколько красивым оно получилось. Сегодня мои животные имеют свою природную красоту, которая возникла из желания реализовать их механические функции. Так что я не старался делать искусство, но то, что у меня вышло, оказалось искусством.

 
Вдохновлялись ли вы живыми существами в работе над своими творениями?

Безусловно. Мое вдохновение – это сама жизнь. Но вместе с тем, работая над своими созданиями, я стараюсь забыть все, что знаю об уже существующих в природе животных. Я хочу творить новый мир, а не имитировать стары, и любое сходство моих существ с реальными животными – неумышленное совпадение.

 
Кинетические животные
 
Вы испытываете сентиментальные чувства по отношению к своим созданиям?

Конечно, я очень люблю своих животных. Это совсем не та любовь, которую я испытываю к живым существам: окружающим меня людям, собакам и другим животным.

Так, я не могу обнять своих животных. И не со всеми я осторожен так, как с ними.

 
Планируете ли вы как-то модифицировать своих животных? Может быть, использовать другие материалы?

Я по-прежнему использую пластиковые трубки в качестве основного материала для творчества. Я намеренно ограничиваю себя в использовании чего-либо еще, точно так же, как Создатель использовал преимущественно белок для того, чтобы создать нас, населяющих эту землю. Это ограничение заставляет меня искать все новые творческие приемы, многие из которых далеко не очевидны.

 
Кинетические животные Тео Янсена
 

На самом деле, это не я создаю механических зверей – их создают трубки. Каждым утром я просыпаюсь с гениальной идеей. Я прыгаю на велосипед и отправляюсь работать. Там я нахожу трубки, которые имеют ограниченные возможности, они не дают мне воплотить мою задумку, корректируют ее, протестуют против нее. С течением дня моя идея становится уже не такой заманчивой как утром. Можно сказать, мой инструмент – пластмассовые трубки разворачивают меня в другом направлении, и я снова и снова обдумываю этот поворот. Каждый вечер я ложусь спать немного подавленным от своего бессилия, а ночью вселенная награждает меня новыми идеями, с которыми я буду вставать по утру. Но все эти новые идеи будут основаны на том опыте, который я получил днем в работе с трубками. Это они говорят мне, что я должен делать. Это не я подчиняю себе материал, а он подчиняет меня.

Процесс моего творчества – не прямая линия от А до Б, а извилистая дорога, каждый поворот которой непредсказуем и уводит туда, где никто из нас никогда не был прежде.

 
Тео Янсен
Все фото: Strandbeest/ Flickr



Ирина Костарева

About

Создатель и главный редактор Faces&Places.


'Как сотворить вселенную: кинетические животные Тео Янсена' пока никто не прокомментировал

Прокомментируйте первым!

Хотите поделиться своими мыслями?

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

2014 © Faces&Places