По Европе на колесах

По Европе на колесах: фальшивый замок и непризнанные страны

В мире существует великое множество способов передвижения, и каждый выбирает транспорт по душе. В своем путешествии по Балканам мы передвигались на ярко-зеленом фольксвагене кадди: оказалось, в деле путешествий нет ничего проще, чем сесть в машину и устроить себе самое незабываемое приключение в жизни.

 

Маршрут построен

 

По плану мы должны были посетить четырнадцать стран и неизвестное количество городов. Читать многостраничные книжки о самых невероятных достопримечательностях в каждом из них казалось неразумным. Решили действовать по наитию, воспользовавшись разве что начальной информацией, включая примерные цены на бензин и продукты. Ехали вчетвером, поэтому каждому в ответственность вменили по три страны, Украину и Беларусь «скинули в общак». Предполагалось, что каждый подготовит доклад о своих странах, но ответственным оказался только один человек, и тот не до конца. Так что больше всего к началу путешествия мы знали про Венгрию.

Путь выбирали просто – открыли карту на всю 52-дюймовую плазму и дружно тыкали пальцами в экран. Процесс затянул, и список стремился к двадцати государствам. Однако вместить все это в трехнедельный отпуск было просто невозможно. В общем, за один вечер мы нарисовали точный маршрут, и получилось вот что: из Питера мы поехали в Прибалтику (Эстония – Латвия – Литва), дальше Польша, из Польши, минуя Словакию, в Венгрию, через Хорватию мы попали в Боснию и Герцеговину, затем в Черногорию, Сербию, Румынию и, наконец,  в бывший СССР – Молдавию, Украину и Беларусь.

Общий километраж – порядка 7,000 км. На деле, конечно, оказалось немного больше, километров на 350. Это тоже надо учитывать, подсчитывая общий бюджет мероприятия. К слову, примерные траты посчитать не сложно: средний счет в ресторанах, цены на отели и бензин – эту информацию очень просто найти. В нашем случае вышло около 40,000 тысяч рублей на человека за три недели. Согласитесь, это немного. Правда, тогда курс евро был куда более приятный. Забегая вперед сразу скажу, что наш маршрут оказался крайне разнообразным. На нем были равнины и горы, бывало, мы буквально таяли от жары, а бывало, и грелись под пледами, реки менялись морями, христиане – католиками и мусульманами.

И все же маршрут – это еще не все. Важно было все точно подсчитать и понять, где, собственно, мы будем ночевать: в приличных гостиницах или хостелах, все вместе или по номерам? И самое главное: бронировать все заранее или оставить себе место для маневра? Когда все отели забронированы, приходится отказывать себе в том, чтобы задержаться на берегу какой-нибудь очаровательно-синей реки или искупаться в случайном горном озере. С другой стороны, когда едешь наобум, то много времени тратишь в поиске сначала бесплатного интернета, потом отеля в ближайшем городе, его брони и так далее. В общем, самым успешным оказывается вариант, когда есть несколько городов на пути, куда точно нужно приехать в определенное время, своеобразные контрольные точки – иначе просто не успеешь вовремя вернуться домой. В этих городах есть смысл забронировать жилье, а все, что между ними, можно оставить на волю случая.

 

Путешествие начинается

 

— Поворачивай направо!

— Да не надо нам туда, видишь указатель в другую сторону?

— Что тебе этот указатель, там же даже непонятно что написано, давай направо!

Сколько за время путешествия было таких разговоров – не подсчитать. Навигаторы и смартфоны, конечно, есть сейчас у каждого, но на деле все это оказывается бесполезным, когда ты приезжаешь в Сараево и почти в кромешной темноте пытаешься заехать на вершину горы, где в мусульманском квартале затерялся твой хостел. На деле он, кстати, оказался большим недостроенным домом с не слишком симпатичными спальнями и разнообразной живностью. В итоге спали мы в палатках во дворе. Хозяин, добродушный серб Оливер, поил нас вином и травил байки про своих гостей. Он уверял нас, что прекрасно понимает русский и считал, что и мы должны моментально овладеть его родным наречием. Конечно, смысл части его рассказов остался для нас тайной.

Прежде, чем мы попали в Сараево, были и другие приключения. На пути через Эстонию нас сопровождала целая колонна байкеров. В Латвии мы посетили очаровательный провинциальный городок, Добеле, где, по совету местных, пробовали маленькие и очень вкусные пирожки со шпиком – piradzini. В Литве, в городе Друскининкай, катались на сноубордах на крытом склоне. В Польше мы заночевали на окраине городка с неромантичным названием Сувалки. Местный отель стоит практически в хлебном поле, так что золотые колосья – основной мотив в интерьерах. Домотканные ковры, стеганые одеяла и прочие фольклорные прелести северной Польши – все равно, что ходишь в этнографическом музее.

Дальше  мы отправились в Краков. Большая древняя крепость, очень уютная средневековая центральная площадь и еврейский квартал, территория бывшего гетто, легендарная фабрика Шиндлера (да-да, именно та, из фильма «Список Шиндлера») – более интересного и по-настоящему современного музея я не видела. Залы сменяются согласно хронологии войны, а интерактивные карты, исторические реликвии и, конечно, список спасенных заключенных с их воспоминаниями о Шиндлере вместе со звуковым сопровождением производят очень сильное впечатление. Сами того не ожидая, мы провели в музее порядка трех часов.

 

Краков

Краков

 

Вино королей в Токае и гимн СССР на венгерском

 

Словакию мы фактически проехали мимо, запомнив разве что пятикилометровый тоннель, вырубленный в горе. Оттуда глубокой ночью приехали к городку Токай в Венгрии. Долго и громко мы стучали в двери отеля и только на утро, выйдя прогуляться, поняли, что, скорее всего, своей настойчивостью разбудили всех токайцев. Городок настолько мал, что, откровенно говоря, делать там особенно нечего, а главная достопримечательность – винодельни и легендарное «вино королей». Вообще, традиции венгерского виноделия – довольно интересная и малоизведанная тема, правда, с названиями вин беда: венгерский язык очень умело игнорирует гласные и любит растягивать слова, так что большинство из них не читаемы и не произносимы.

Так, игнорируя вывески и указатели с недоступными для понимания словами, мы добрались до Будапешта. Путешествие длилось уже неделю и мы решили задержаться здесь хотя бы на два дня. Хочу отметить: в большинстве европейских столиц парковка в центре стоит довольно дорого, и свободных мест может не быть. На окраине есть круглосуточные стоянки, где парковочные места обходятся дешевле, но позаботиться об их поиске стоит заранее.

Будапешт – красивый, интересный, современный, колоритный, безопасный и недорогой город. Более удачного сочетания я пока не встречала. Здесь есть красивая архитектура, есть термальные источники в центре города, модные ночные клубы и рестораны национальной кухни – легко найти развлечения и отдых на любой вкус. Наши же будапештские приключения ограничились размеренными прогулками и созерцанием окрестностей. Их разнообразил местный подросток, который пел нам гимн Советского Союза на венгерском – звучит совершенно невообразимо.

 

Будапешт

Будапешт

 

Дальше была Хорватия, но ее мы тоже проехали мимо. И все же кое-что успело удивить и здесь. По дороге мы решили отобедать, но кроме баров и пары небольших продуктовых лавок не нашли ни одного места, где можно было бы съесть хоть что-то готовое. А дальше мы забрались в горы, в жаркий климат столицы Боснии и Герцеговины. Сараево – удивительный город, история которого буквально написана на стенах.

 

Сараево, Мостар и каникулы на море

 

К сожалению, еще недавно здесь была война. С тех пор в городе полно заброшенных, разбитых домов, фасады большинства зданий испещрены пулевыми отверстиями, местные не заботятся о комфорте туристов, на первом плане у них основополагающие вещи: как накормить семью, укрепить дом и вернуть свою жизнь в нужное русло. Посещать такие города нужно, пусть это и не слишком приятно. К слову, война не смогла разрушить главное достояние боснийцев: прекрасные виды все еще открываются за новым поворотом дороги, а чистые горные реки текут как ни в чем не бывало.

После Сараево мы остановились в живописном городке Мостар, главная достопримечательность которого это старый мост, переброшенный над прозрачной водой. Мост замечательный, правда, древнего в нем остались только части опор – все остальное разбомбили во время войны. Интересно, что последствия разрушений предприимчивые боснийцы обратили в средство получения дохода. На огромном рынке по обе стороны реки Неретвы продают ножи и кинжалы, брелоки из гильз, ручки, подсвечники и пепельницы – буквально все, что война превратила в мусор, здесь стало произведением искусства.

 

Мостар

Мостар

 

В Боснии нам было по-настоящему жарко, и физически и морально. Так что на побережье освежающего Адриатического моря в Черногории мы оказались очень вовремя. Морские каникулы, наверное, мало чем отличаются друг от друга, и мы использовали их, чтобы как следует отдохнуть после тяжелой дороги. Черногория радовала отсутствием трудностей, спелыми фруктами и невероятно вкусной сметаной. Кстати, как-то раз нам ее положили на пиццу – интересное сочетание.

Так, с новыми силами мы взяли курс на Сербию, сделав небольшой крюк на мост Джурджевича. На фото это место может показаться не слишком интересным, но не стоит делать поспешных выводов. В ущелье, образованном рекой Тара, дует невероятный ветер, такой сильный и теплый – я бы многое отдала, чтобы почувствовать его снова. Кроме того, за 10 евро здесь можно прокатиться на металлическом троссе – протяженность моста преодолевается за десять секунд.

 

Мост Джурджевича, Черногория

Мост Джурджевича, Черногория

 

Сербия: окраины и окрестности

 

Знакомство с Сербией мы начали с сельской местности, пустой и немного дикой, а когда приехали на место ночевки, в Златибор, магическим образом оказались на популярном местном курорте. Между глухих деревень вдруг выросли большие стеклянные отели, рестораны, аквапарки и прочие урбанистические радости – возможно, неожиданная популярность региона как-то связана с расположенной в сорока километрах деревни Эмира Кустурицы. Что не совсем правильно, ведь по сути, это большой гостиничный комплекс, хотя и собранный из настоящих деревенских домов. Сербские деревни совсем не похожи на наши, пусть даже их названия написаны на кириллице.

Дальше мы поехали в Белград. К сожалению, оценить по достоинству столицу Сербии не удалось: неудачно выбранный отель не позволил прогуляться до центра и обратно пешком, пришлось снова садиться за руль, искать парковки, затем приличную еду, затем достопримечательности, и все это уже в темноте. Такой Белград казался суетным, небезопасным и во многом напоминал Москву. Не удивительно, что больше всего в Белграде нам удалась прогулка на кладбище, к могиле писателя Милорада Павича, который мне дороже и Кустурицы, и другого знаменитого серба Николы Теслы.

 

Румыния: Цыгане и фальшивый замок

 

Из Сербии мы направились в Румынию, и впечатления от этой страны у нас остались еще более смутные. Сначала мы удивлялись водке, которая продавалась на заправках, потом повозкам с лошадьми, передвигающимся по автомагистрали. Пока мы искали отель в Бухаресте, нас чуть не обокрали трансвеститы, а когда вышли из гостиницы в центре города, то единственным открытым рестораном оказался Макдональдс. По дороге обратно в отель на нас падали какие-то жуткие жуки, а под ногами хрустели тараканы.

И, естественно, на каждом углу сидели цыгане.

Утром все это благополучно исчезло, и столица Румынии превратилась в довольно заурядный город со строгим очарованием и категорически унылой подземкой. Румыния во всей своей красе предстала перед нами только в Трансильвании, вымышленной родине графа Дракулы. Вымышленной потому, что кроме легенд этот исторический персонаж ничего не связывает с вышеупомянутой румынской провинцией.

Трансильвания и вся дорога в ее сторону – это красивые места, горные серпантины и прочие радости автомобильных путешествий. Мы остановились в городе Брашов, название которого гордо светиться на горном склоне так же, как в Голливуде. Пусть это несколько претенциозно, но, я увебеждена, заслуженно.

В нескольких десятках километров от Брашова, в городке Бран, стоит замок Дракулы – еще одна глупая история, потому как никаких реальных свидетельств о принадлежности здания графу не существует. Замок, правда, настоящий, древний и интересный. Выдумки привлекают сюда несметные полчища туристов. А между тем, неподалеку от Брана есть и другие замки, не менее красивые, но куда менее популярные.

 

Бран, Румыния

Бран, Румыния

 

Молдавия и непризнанная республика

 

После Брашова начались сплошные парадоксы, и мы зареклись путешествовать на автомобиле по бывшим советским республикам. Дело, конечно, не в самих странах, а в непомерном энтузиазме таможенных служб по выстраиванию очередей и сбору нелепых бумаг. Например, на границе Румынии и Молдавии нам понадобилась доселе неведомая «фактура виньета», некий налог на пользование дорогами, о котором на въезде в Румынию нам предпочли не сообщать.

Сама Молдавия, к сожалению, была основательно разрушена еще во Вторую мировую войну, поэтому самое древнее и интересное в Кишиневе – это всем нам привычные блочные «хрущевки». С другой стороны, кормят здесь отменно и по приятной цене.

После Молдавии мы должны были оказаться на Украине, но неожиданно перед нами оказались БТРы. Люди с автоматами сообщили нам о прибытии в Приднестровскую Молдавскую республику – непризнанное государство, которое в международном сообществе считается частью Молдавии. Такую мощную преграду на пути мы не учли. Пытаясь разобраться, некоторое время мы провели в очереди, сопровождаемые людьми с автоматами. После получения разрешения на въезд и выезд мы за полчаса преодолели территорию этой неожиданной, но реально существующей страны. Остаток пути мы переосмысливали все пережитое, смеялись бесконечным местечковым шуткам, вспоминали лучшее, нелепое, страшное и самое красивое.

 

Псковская область, Россия

Псковская область, Россия

Все фото: Елена Зимина

 



'По Европе на колесах: фальшивый замок и непризнанные страны' пока никто не прокомментировал

Прокомментируйте первым!

Хотите поделиться своими мыслями?

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

2014 © Faces&Places