Сказки Исландии

Правда и вымысел: мир исландских сказок

«Исландский фольклор» — чего только не придет в голову, когда услышишь эти два слова. Кто-то вспомнит о Скандинавии и решит, что и в Исландии действуют те же сюжеты и персонажи, другие припомнят известный исландский эпос, а кто-то и вовсе решит, что в такой крохотной стране, как Исландия, фольклор целиком и полностью заимствованный. На деле же все обстоит совсем иначе. Исландский фольклор — такой огромный пласт культуры страны, что говорить о нем нужно не в общем, а разбирая на составляющие. Ведь фольклор это и сказки, и частушки, и предания, и танцы, и народные пьесы и много чело еще. Но мы расскажем об исландских сказках.

Ах, сказки Исландии! Мне хочется загадочно улыбаться и щурить глаза, едва речь заходит об этом, и, держу пари, такое происходит с каждым, кто касается этой темы! Что же такого есть в исландских сказках? Ответ прост: они правдивы.

Главная особенность сказок Исландии в том, что рассказчик искренне верит в то, что говорит: в своих словах он опирается на реальные, хоть и, кажется, неправдоподобные события. Как ни парадоксально бы это ни звучало: хоть сказки и опираются на вымысел, они достоверны. И читатель невольно начинаем им верить. Одна из причин — в реальных географических названиях, которые упоминаются в сказках.

«В давние времена случилось как-то, что на острове Гримсей во всех домах одновременно погас в очагах огонь. Дело было зимой, стояли морозы, и пролив, отделяющий Гримсей от Исландии, был покрыт льдом. Гримсейцы полагали, что лед достаточно крепок, и решили послать людей на материк за огнем». («Гримсеец и белая медведица», Grímseyingurinn og bjarndýrið).

Исландские сказки — небольшие, размером с абзац, и большинство из них — это былины, бывальщины, в которых рассказывается о конкретных людям, местах и событиях. Вот так, например, начинается сказка «Камень желаний с горы Тиндастоуль»:

«Как-то раз одна девушка гуляла по склонам горы Тиндастоуль и нашла там красивый камень…».

Как правило, героями этих сказок выступают обычные крестьяне, колдуны, католические епископы, чёрт, трётли (это как тролль, но не совсем), а еще приведения. Но перед тем как рассказать вам о волшебстве и загадочных существах, населяющих страницы исландских сказок, хотелось бы обмолвиться о том, кто и когда вдруг решил их собирать?
 
Сказки Исландии
Скрытые жители
 

История и первые собрания сказок

 
В течение многих столетий люди этой прекрасной страны пытались увековечить народный фольклор. Но первые серьезные попытки этого были сделаны только в XVI веке. Самой первой работой по собиранию исландских сказок считается Qualiscunque descriptio Islandiae 1588 года, написанная, вероятно, епископом Оддуром Эйнарссоном.

Но лучше всех преуспел в этом непростом, но увлекательном деле некий фольклорист и литературный деятель XIX века Йоун Аурнарсон: уже в 1852 году его стараниями был собран первый сборник «Исландские сказки» (Íslenzk Æfintýri), который, впрочем, не имел особой популярности. Однако Йоун не отчаялся и продолжал собирать сказки. Спустя десять лет в Лейпциге он издал двухтомник «Исландские сказки и сказания» объемом в 1300 страниц. Эта книга — не в пример первой — стала популярной и позднее была переиздана в Рейкъявике в 6 томах.Сегодня на просторах интернета можно найти самые разные исландские сказки, причем не только на языке оригинала.

Исландия — родина эльфов, поэтому сказки об этих существах особенно популярны. Так, в 1596 году был издан первый сборник Rerum Danicarum Fragmenta, где главными героями выступают именно они. Кстати, в России на основе этого издания ограниченным тиражом вышла «Книга историй об эльфах», которая представляет собой сборник работ, трактатов и статей фольклористов, посвященных крошечный лесным жителям.

Но вернемся к истории сказок, а именно в IX век. Именно тогда скандинавы же на своих кораблях привезли на ледяной остров Исландии свои обычаи, культуру, верования. Жители Исландии, как известно, в то время были язычниками и очень крепко чтили свои корни и традиции. И даже после принятия Альтингом — древнейшим исландским парламентом — христианства как официальной религии горожане не отказались от культурного прошлого: они трансформировали языческие обряды и образы в сказки, сказания и саги, только теперь к ним добавились христианские образы, например, ангелы и фигура Девы Марии.

Многие сказки пришли из Норвегии, Дании: даже самые незначительные истории «из Европы» воспринимались исландцами с восторгом и являлись для них чем-то важным и ярким.
 

Сказочные существа и места их обитания

 
Трётли и скессы (женский вид трётля). Наверное, мне не нужно объяснять, кто такой тролль: мы знаем этого с самого детства. Но вот только между троллями и трётлями есть небольшие различия. К примеру, трётли — это всегда отрицательные персонажи, в то время как тролли могут быть и «за добро». Исландские «тролли» — это человекоподобные существа с большим носом, которые живут в скалах. Обычно они злые, нехорошие и коварные, частенько похищают скот или людей. Тем не менее, справедливости ради все же скажу, что не во всех сказках трётли и скессы — исключительно отрицательные персонажи. В сборнике «Трётли высказывают дружелюбие. Дружба и преданность трётлей» они проявляют себя с хорошей стороны. Вот например, в сказке «Йоун и скесса» (Jón og tröllskessan):

«— Эй, кто там, берегись, чтоб не зашибло! А коли хочешь, бери и ешь эту рыбу!
Вскоре плач прекратился и кто-то начал рвать рыбу зубами.
Йоун поужинал и лег спать. Вдруг зашуршала галька у входа в пещеру. Он пригляделся и увидел страшную скессу, от нее исходило какое-то странное сияние. Йоуну стало не по себе. Скесса вошла в пещеру.
— Чую человечий дух в моем доме! — сказала она, прошла в глубь пещеры и сбросила на землю свою ношу. Своды пещеры дрогнули. Потом Йоун услышал приглушенные голоса.
— Лучше сделать, чем не сделать, и горе тому, кто за добро не заплатит добром, — произнесла скесса и со светильником в руке направилась к Йоуну.»

 
Сказки Исландии
Трётль
 
Но как и в любых сказках, характерных только для одного народа, существуют в сказках Исландии такие фантастические существа, которые не имеют аналогов в других культах. Это хульдуфоулки — «скрытые жители» и утилегумадуры — «люди вне закона».

«Скрытые жители» — одни из старейших сказочных персонажей. Раньше их называли «аульвами», что, по сути, то же самое, что и «эльфы», однако, сказки предостерегают: «скрытые жители» сильно обижаются если их назвать эльфами. По природе они практически ничем не отличаются от людей: рождаются и умирают, как люди, держат скот. У них даже есть собственная религия, священник и кладбище.

Мир «скрытых жителей» словно параллелен нашему и сокрыт тонким зеркалом, которое нужно лишь повернуть.

Да и сами хульдуфоулки хотят, чтобы их заметили и увидели. Сегодня во многих сказках они представляются людьми со сверхспобностями, которые редко общаются с людьми, но представления о «жителях» в старину были несколько другими.

Например, в «Эдде» сказано, что есть светлые и «темные эльфы». Первые живут в Льесальфахейме, а вторые — под землей в Свартальфахейме. А после принятия христианства, хульдуфоулков стали различать на «злых» и «добрых». Последние, христиане, помогают людям, в отличие от первых, которые остались язычниками. Обычно, если авульвы общаются с людьми, то чаще всего просят у них помощи, и если им и правда помогают, то они одаривают чем-либо или же просто делают что-то доброе в ответ. Если же нет — мстят.

Еще не так давно жители Исландии верили, что аульвы переезжают в Рождество, поэтому дома оставаться нельзя. И перед тем, как уйти на ночь в церковь или на гулянья, они выставляли на стол еду, прибирали дом и украшали его.
 
Скрытые жители
Скрытые жители
 
Есть сказки и о романтической связи между хульдуфоулками и людьми, они очень красивы и поэтичны, но практически всегда заканчивается печально, как, к примеру, в сказке «Аульв и крестьянская девушка»:

«Ждал-ждал хозяин жену, не дождался и пошел посмотреть, почему ее так долго нет. Заходит он в дом и видит, что его жена и работник, оба мертвые, лежат в объятиях друг друга, а над ними плачет мальчик».

Утилегумадуры, люди, что вне закона. На самом деле, это обычные люди, чаще всего воры и люди, скрывающиеся от преследования на необитаемых землях. Впервые упоминается о них в скандинавском эпосе: исландских сагах «Сагe о людях из Лососьей долины» (Laxdæla saga), в «Саге о людях из Озёрной Долины» (Vatnsdæla saga) и в «Саге о Стурлунгах» (Sturlunga saga). В других источниках их называют «ворами вне закона». Обычно они живут вдалеке от больших поселений, занимаются рыболовством, пасут скот, но некоторые все так же продолжают разбойничать, грабить дома, похищать скот и девушек.

Исландский фольклор многообразен, а местные сказки глубоки и многогранны. Они поражают своей лаконичностью, и вместе с ней фантастическими сюжетами, бывают печальными и даже страшными. Рассказчики исландских сказок — мастера своего дела: он только вскользь говорит о каких-то деталях и местах, а ты уже видишь перед собой всю картину целиком. Может, именно поэтому многие жители Исландии и сейчас искренне верят в мифических существ. Ведь их сказки поучительны и поистине прекрасны — надо лишь взглянуть между строк.



'Правда и вымысел: мир исландских сказок' пока никто не прокомментировал

Прокомментируйте первым!

Хотите поделиться своими мыслями?

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

2014 © Faces&Places