Путешествие в Марокко

Путешествие в Марокко: лабиринты, проклятия и серфинг

Не знаю, как давно я мечтала побывать в Африке, но это точно была мечта моего детства. Я не знаю, что манило меня туда, африканская природа или неизвестная, самобытная культура, но мне до безумия хотелось быть там, ненадолго потеряться в песках пустыни Сахары, почувствовать холод атлантического океана, понять, что такое жара африканского солнца. Только волею судьбы меня занесло в Марокко, где мне довелось испытать множество разносторонних чувств.

Мы только что пролетели над Гибралтарским проливом, и вот из иллюминатора показалось совершенно иное, ни с чем не сравнимое плато дикой Африки  – пески, горы, редкие населенные пункты. «Неужели, это все реально, — думала я, – неужели это все происходит со мной?» Командир объявил о скорой посадке, я радостно улыбалась – оставались считанные минуты.

Лабиринты и кофешопы Феса

Наш самолет приземлился в аэропорту города Фес, и первое, что мы увидели, это потрясающий закат, и то, как быстро ночь пришла на смену дню. Потом были таксисты, традиционные дома – риады, напитки и блюда, шумные и пестрые базары, как в сериале «Клон», марокканский кофешоп, бесконечные поезда и автобусы, перевозящие нас из города в город, такие разные пейзажи, сменяющие друг друга, самые лучшие закаты на берегу океана, серфинг, марокканский фастфуд, кукуруза на гриле, традиционная музыка и танцы, и даже проклятия. Но все это было потом, а сейчас нам надо пройти паспортный контроль и поменять немного валюты. Мы еще даже не представляем, что это будет одно из лучших путешествий в нашей жизни.

Мы спускались по трапу, окутанные теплым влажным воздухом, в восторге о того места, где оказались. Пройдя пограничный контроль, не стали ждать городского автобуса, а сразу же направились в сторону таксистов. К счастью, основной поток прибывших уже разъехался и мы сторговались до вполне приемлемой цены. Пунктом нашего назначения была старая Медина, где-то в глубине которой скрывался наш аутентичный риад. Сев в старенький белый мерседес, мы отправились покорять первый город нашего маршрута.

Холмы и горы Марокко

У городских ворот мы поняли, что самое сложно сейчас – это найти наше временное пристанище, ведь старая Медина — это бесконечные лабиринты улиц, похожих друг на друга, как две капли воды. Не удивительно, что среди местных жителей, стремящихся заработать буквально на всем, появилась такая своего рода профессия – сопроводитель. Это человек, который за определенное вознаграждения проведет тебя через лабиринт к риаду. Договариваться о цене надо заранее и притом торговаться, торговаться и торговаться, иначе – обдерут с ног до головы. Да и поведут окольными путями, чтобы  вы видели, что найти дорогу самостоятельно практически нереально. На самом же деле, при свете дня, мы всегда сами находили свой риад.

Пока наш сопровождающий вел нас через городские джунгли, мы лишь успевали смотреть по сторонам и удивлялись вообще всему. Я впервые испытала культурный шок: все было настолько удивительно и ново и так разительно отличалось от Европы и тем более от России.

Хозяин риада, очень гостеприимный и доброжелательный, сразу угостил нас традиционным марокканским чаем – зеленый чай, много мяты и сахара. Пить его на мой вкус невозможно: слишком сладко, а если без сахара, то слишком горько. Забросив вещи в комнату, мы отправились пробовать местную кухню. Так мы познакомились с таджином, традиционным марокканским блюдом, которое готовится в специальной керамической сковороде с конусообразной крышкой. Наслаждаясь новым блюдом, мы впитывали в себя все происходящее. Интересным казалось то, что на главной улице в десять часов вечера громко поют петухи, и почти так же громко марокканцы ведут беседы на арабском и французском. Мы, две русские девушки, так ясно ощущали принадлежность ко всей этой неизвестной жизни, крутившийся вокруг нас. Танжин, кстати, на вкус оказался необычным, но не стал самым вкусным, что я пробовала в Марокко, это был лишь первый вечер, и все только начиналось.

Красильни Феса

На следующий день мы встали рано, а на улице уже стояла жара. Дожидаясь приезда третьего члена нашей авантюрной компании, мы решили прогуляться за стенами Медины. Немного поодаль от нее виднелись склоны, с которых, казалось, хорошо виден весь Фес, и мы начали свое восхождение. Компанию нам составили пара китайских туристов и десяток пасущихся там коз. Но вид действительно был отличный.

Вскоре в нашей компании прибыло, и уже втроем мы начали исследовать Фес, посмотрели знаменитые красильни, прошлись по базару, утоляя жажду копеечным апельсиновым фрешем, как вдруг пошел дождь. В Африке пошел дождь! Поднялся сильный ветер, спасаясь от которого мы засели у себя в риаде, и, заказав ещё пару блюд из традиционной кухни ( на этот раз мы попробовали кус-кус), начали обдумать, что делать оставшийся вечер. Планы появились сами собой. Хозяин риада как-то упомянул о так называемом «марокканском кофешопе» и предложил нам посетить это место. Отсутствие планов и приступ любопытства сделали свое дело. Мы отправились на встречу приключениям. Чтобы вы понимали, никаких табличек и указателей на местных кофешопах вы не увидите, и скорее всего, если один из местных не сопроводит вас туда, вы никогда там и не побываете. Можно сказать, для нас это было определенной удачей, ибо понять как живут местные жители можно только по средствам общения с местными жителями.

Путешествие в Марокко

Силуэты пальм во время заката

Представьте себе, что вы заходите в один из потрепанных домов в центре Феса и по узкой лестнице поднимаетесь на второй этаж. Там в продолговатой комнате размером в десять квадратных метров по стенам расставлены диваны, а за небольшими столиками в центре сидит человек пятнадцать местных мужчин. Здесь в тусклом свете играет традиционная музыка, в воздухе стоит дымовая завеса, все улыбаются, а на улице все так же продолжают петь петухи.

Первой мыслью, которая меня посетила, было: «Боже, если бы моя мама увидела меня здесь, она бы меня убила».

Но это было весело! Сидя в этом странном заведении с местными жителями, которые пели и играли на гембри (традиционный марокканский музыкальный инструмент, чем-то напоминающий гитару, но более квадратной формы и имеющий всего три струны), улыбались и смеялись, мне показалось, что я немного прикоснулась к душе этого народа, я открыла для себя их гостеприимность и дружелюбие. Все опасения и предостережения, которые я слышала перед поездкой, показались мне лишенными основания. В конечном счете, в любом уголке Земли есть и злые люди, и те, кто с улыбкой на лице споют тебе песню.

Это был хороший и веселый вечер. Теплый в плане погоды и человеческого отношения. Завтра нам предстояло покинуть Фес, и впереди нас ждала прекрасная Эс-Сувейра, в которую я влюбилась, но пока этого не знала. Не знать будущего – так прекрасно, ведь впереди может ждать что-то еще более удивительное, чем то, о чем можно мечтать.

Рыбаки и серфинг в Эс-Сувейре

Дальше нам предстоял извилистый путь. Сначала около четырех часов поездом из Феса до Марракеша, а оттуда еще три часа автобусом до Эс-Сувейры. Несмотря на целый день пути, именно Эс-Сувейра манила меня сильнее всего, я будто заранее чувствовала, как навсегда полюблю его.

Транспортная система в Марокко развита очень хорошо. Ж/д вокзалы и автобусные станции подчас выглядят лучше, чем некоторые европейские, а поезда очень комфортабельные, намного приятнее, чем в России, тем более учитывая низкую стоимость проезда. Пейзажи за окном сменяют друг друга: где-то раскинулись оливковые рощи, а через пару километров на высушенной солнцем земле пасутся козы. Я очень хотела увидеть, как они забираются на деревья (такое явление можно наблюдать только в Марокко), но видимо сезон был не слишком засушливый, и таких усилий коз он не стоил.

В Марракеше мы сели на нужный автобус. Еще каких-то несколько часов, и будем на месте. На улице смеркалось, темнота в мгновение ока поглотила дневной свет, и из автобусного окна можно было считать звёзды. Целый день в дороге вымотал каждого, и в Эс-Сувейре мы решили первым делом просто отдохнуть. Отель оказался замечательным. Помимо близости к океану и одной из главный торговых улиц старой Медины, он был еще очень необычным. В холле – аквариумы с золотыми рыбками, на стенах – красочные картины и зеркала, да еще и ключи нам выдали в виде рыбок!

Портовые кошки Эс-Сувейры

Доброе утро – это когда за окном атлантический океан. В восемь утра солнце уже высоко, и голод заставляет нас отправиться на поиски завтрака. Традиционный марокканский завтрак это: чай с мятой, апельсинной фреш, мягкий рыхлый блин–багрир, обмазанный сладкой пастой амлу, мёд, масло и, кончено же, оливки. Их подают к каждой трапезе.

Вот она, прекрасная Эс-Сувейра. У меня особая любовь к портовым городам, и если бы был на свете город моей мечты, то он непременно был бы чем-то похож на этот.

Старая Медина города – это множество широких улиц, где все дома выкрашены в белый, а ставни на окнах – в синий. Бывший важный торговый порт сейчас утратил свое значение и единственное, что не изменилось – это рыболовный промысел. Каждый день десятки рыбаков отправляются с пристани за уловом, и по прибытии прямо с лодок торгуют морскими дарами. Над головой проносятся голодные чайки, а под ногами бегают не менее голодные кошки.

Рыбаки в порту Эс-Сувейры

В 60-70 годах двадцатого века Эс-Сувейра стала меккой всех хиппи. Тогда здесь жил и творил Джимми Хендрикс, а сейчас это один из крупнейших в Марокко центров серфинга. Именно здесь мы решили покорять волны Атлантики. Да этого из всех существующих видов спорта с использованием доски, я провала свои силы только в сноуборде. И сейчас, в гидрокостюме и с доской в руках, я действительно не верила, что у меня получится хоть что-то. Серфинг вообще, по-моему, противоречит законам физики! Сначала наш инструктор думал, что я боюсь акул, он успокаивал меня и все повторял: «no sharks, no sharks», не понимая, что я боюсь совсем другого.

Когда я все же встала на доску – это были считанные секунды –, клянусь, я чувствовала себя Иисусом! Это намного круче сноуборда, и вообще намного круче любого спорта. Конечно, не обошлось и без травм! В одно мгновение доска оказалась впереди меня, и идущая волна ударила меня доской в горло. Помню, мне было так больно, что океан, стал еще более соленный от моих слез. Я целый день не могла говорить, и даже есть и плакать мне было больно. И все же я продолжила покорять волны. Серфинг — это такой спорт, в который ты влюбляешься мгновенно, ты готов заниматься им всегда, когда есть возможность, преодолевая себя и усталость, ты снова и снова готов вставать на доску.

Серфинг в Эс-Сувейре

Еще несколько дней мы наслаждались этим городом, вкуснейшей едой, серфингом. Мы попробовали традиционный марокканский суп харира, не очень привлекательный на вид, но очень вкусный и сытный. Мы бродили по базару, покупали абрикосы и черешню килограммами, заходили в разные магазинчики, где продавались традиционные музыкальные инструменты, и в каждом из них задерживались по часу, мы любовались самыми красивыми закатами и были счастливы.

Песни в Агадире и проклятия в Мараккеше

Но мгновение прекрасно тем, что повторить его нельзя. И наше путешествие по Северу Африки должно было продолжаться, поэтому мы сели в автобус, который отвез нас в один из самых раскрученных городов в Марокко — Агадир. Действительно, город кишит туристами, а набережная густо засеяна всевозможными отелями и ресторанами. В одном из них около десяти вечера начинается выступление местных музыкантов, где под звуки джембе и марокканских кастанье́тов они поют, заставляя публику улыбаться и танцевать. Вообще, марокканская музыка такая необычная и непохожая на ту, к которой мы привыкли, что ты как-то сразу же ей проникаешься. Она самобытная, в выступлениях полно импровизации, и многое зависит от настроения исполнителей. К тому же арабский язык очень красивый, он так нежно ласкает слух, особенно если на нем петь, а не проклинать! Сейчас вы поймете, о чём я.

Последние моменты заката

Завершающим пунктом нашего пути был Марракеш. Сюда съезжаются тысячи туристов, а сам город считается одним из старейших в Марокко. Но для меня, как и для моих спутников, именно он стал самым неприятным воспоминанием. На узких улицах базара то и дело проносятся мотороллеры, проходят с огромными тележками люди. Они могут сбить с ног и лишь усмехнутся тебе в лицо. Здесь я видела самое большое количество женщин в парандже, и именно здесь нам в след кричали проклятия только потому, что мы не подали денег нищенке. Нигде больше я не встречала более озлобленных людей, чем в этом городе, хотя на протяжение всей поездки мы часто знакомились и разговаривали со многими местными жителями. Все, что мне понравилось в Мараккеше – это риад с выходом на крышу, в котором мы жили, и аэропорт.

Я постаралась сохранить в своей памяти только хорошие воспоминания и поэтому, думая о Марокко, я всегда улыбаюсь. Я увидела и попробовала столько всего нового и интересного – это ли не жизнь? Домой я привезла потрясающих специй, которыми пропахла вся моя одежда. Да что там! Кажется, и вся моя душа пропахла ими. Спасибо тебе, прекрасное королевство Марокко, за то, что согрело мое сердце.

Все фото из архива автора.

'Путешествие в Марокко: лабиринты, проклятия и серфинг' пока никто не прокомментировал

Прокомментируйте первым!

Хотите поделиться своими мыслями?

Войти с помощью:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.