«И когда они ввечеру слетали с гор густой и пространной станицей, как бывает осенью, люди выходили отовсюду посмотреть на них и подивиться, и не под открытым небом стояли, ибо все над ними было заткано птицами».
Росчерк метафоры на фотобумаге – и тишина, отдающая в зрачки. Что он говорит – художник по имени Паоло Патрици? Что отражается в его руках, словах, снимках? Независимый документалист и лауреат престижных наград, он неизменно исследует глубинные подтексты настоящего и прошлого, вчитываясь в противоречия между традициями, современностью и культурной разобщенностью, порожденными быстрым экономическим ростом. Он рассказывает истории о людях, захваченных вихрем истории, политики и общественных явлений. Основная его специализация – социальные проекты, но здесь они приобрели необычное воплощение. Всмотритесь, вдумайтесь: кружащие стаи тысяч скворцов уникальны и магически притягательны. В них есть нечто судьбоносное, фундаментальное и мистическое, особенно в парении над Вечным городом. Кажется, что сверху, будто причудливые послания из будущего, нависли чернильные многоточия птиц. А ведь в их хаотичном, но все-таки порядке, скрыты отточенные и поразительные механизмы, выстраивающие продуманную связь участников этого летящего роя друг с другом и окружающим миром.
«Фортунат спросил:
— Эти удивительные стаи, которые мы видим уже много дней кряду, — что они означают? Не может быть, чтобы такое выпало нашему времени случайно. Как судить об этом?
Келарь отвечал ему:
— В каждом деле спрашивай у того, кто сталкивался с подобным прежде…»
По словам самого фотографа, «полёты больших стай скворцов на закате — одно из величайших чудес природы. Такие стаи остаются невероятно сплочёнными под атакой хищников, в них одна птица никогда не остаётся в изоляции. Но когда стаю всё же атакуют — птицы разлетаются; в других случаях, когда стая меняет направление — птицы подлетают ближе друг к другу <…> Их взаимодействие основывается на соседстве, а не на расстоянии между ними, что подразумевает сложные когнитивные способности у этих птиц. Отдельные люди тоже взаимодействуют и подражают друг другу, чтобы создать коллективные явления. Люди очень зависят от своих соседей, моды и странностей».
Как ни странно, однако именно человек – главная цель и загадка этой серии фотографий: его поведение, реакция и пристрастия к сплоченности, которая порой бывает красива и оправдана в своем внешнем существовании, достаточно гибка, как шелковая лента на ветру, – да, но и слишком рефлекторна для того, чтобы распасться на индивидуальности…
Кроме птиц, неба и деревьев – явно природных составляющих работ Паоло – среди снимков есть кадры, на которых контрастно проступают городские и в чем-то ответные происходящему элементы: одинокая машина, подвергшаяся «нападению» скворцов, человек в спецодежде, крыши домов и схваченная улицами река. Пейзажность, романтика, апокалиптичность, урбанизация в строгом черно-белом исполнении – это смесь эмоций, мыслей и не зависящих от нас событий, как в мире людей, так и в мире животных… Правила едины для всех. Правила красоты, гармонии и движения вперед. Ноне стоит ли их пытаться нарушить?
«Хоть природа могущественна и удивительна, — сказал келарь, — но искусство, использующее природу как орудие, могущественнее и природной силы, как можно видеть на многих примерах. А все, что вне действия природы или искусства, либо не человеческое дело, либо выдумка и обман…»
(Курсивом выделены фрагменты из «Книги скворцов» Романа Шмаракова – примеч. ред.).
'Скворцы спасут Рим: диалог человека и птиц' пока никто не прокомментировал
Прокомментируйте первым!