роуд-муви

В дороге: замечательные роуд-муви, которые вы не видели

Как таковой жанр роуд-муви (road movies) оформился в 60-х годах прошлого века, однако, к тому времени дорога уже выступала так или иначе центром каждой второй американской истории. Смешно, но, кажется, этот вектор был задан переселенцами еще в самом начале американской истории и до сих пор толкает их потомков не сидеть на месте. Вслед за персонажами, преодолевающими не только фактический, но и внутренний путь из точки А в точку Б, мы отправляемся в путешествие с легендарными роуд-муви всех времен.

 

Беспечный ездок, 1969

Двое хороших плохих парней (Питер Фонда и Денис Хоппер) бороздят на своих «харлеях» Штаты, от Калифорнии до Луизианы, в поисках «настоящей Америки». На выходе получается бессюжетное роуд-муви, плывущее под наркотические ритмы 60-х (Дэими Хендрикс, Steppenwolf, The Byrds, The Band), чью роль в развитии жанра невозможно переоценить. Картина породила немалое количество подражаний и подделок и упрочила сразу несколько культов. Рокерский культ крылатой машины, еще не летящей, но явно оторвавшейся от земли. Культ хипповой романтики, а также культ Джека Николсона (блеснувшего в роли спившегося адвоката) и Денниса Хоппера — ныне священных монстров американского кино.

 

Easy Rider

Easy Rider

 

Мой личный штат Айдахо, 1991

Фильм рассказывает историю двух портлендских хастлеров — Майка (Ривер Феникс) и Скотта (Киану Ривз), пустившихся в путешествие в поисках мамы Майка, которое приводит их в родные для Майка места — в Айдахо, и далее в Италию, прежде чем вернуться обратно в Портленд, Орегон. Персонаж Скотта восходит к шекспировскому принцу Хэлу, престолонаследнику из исторической хроники «Генрих IV». В фильме он — сын портлендского мэра, который отвергает мир своего отца, выставляя свое уличное поведение, включая мужскую проституцию, как бунт. Майк — гомосексуал, страдающий нарколепсией, не имеющий никаких средств к существованию и испытывающий к своему спутнику романтическую привязанность. Фильм производит невыразимый, трудноуловимый импульс, который проникает под кожу, впивается в душу и заполняет мысли.

 

My Own Private Idaho

My Own Private Idaho

 

Тельма и Луиза, 1991

Этот фильм — далеко не первый в списке американских роуд-муви, но первый, в центре которого оказались женщины. Алая помада, нарядное настроение и машина с открытым верхом — верные союзники женщин, мечтающих сбросить с себя свинцовое однообразие будничной жизни. Красиво уложены волосы, тонкие пальцы элегантно подносят сигарету к ярким улыбающимся губам… Каждый волен видеть в фильме «Тельма и Луиза» что-то свое: криминальную драму о двух женщинах (Тельма — Джина Дэвис, Луиза — Сьюзан Сарандон), ставших случайными соучастницами убийства; мелодраму о несчастных неудачницах, которые, не найдя личного счастья в больших городах ищут покоя в своем путешествии по Америке. Или же это типичное «кино дорог» с реминисценциями из этапных лент «бунтарских 60-х» о бесконечном и неутешительном странствии по дорогам от Атлантического побережья до Калифорнии, от Техаса до Северной Дакоты.

 

Thelma & Louise

Thelma & Louise

 

Настоящая любовь, 1993

В сценарном дебюте Квентина Тарантино продавец комиксов Кларенс Уорли (Кристиан Слэйтер) знакомится с красавицей Алабамой (Патрисия Аркетт) в придорожном отеле. После проведенной вместе ночи девушка признается возлюбленному, что делает первые шаги на трудном поприще «девушки по вызову». Уорли отправляется «навестить» сутенера Алабамы (Гэри Олдмен) и оставляет после себя два трупа — сутенера и его телохранителя, прихватив при этом чемодан кокаина вместо чемодана с вещами своей девушки. Парочка отправляется в «свадебное путешествие» через всю Америку, чтобы сбыть наркотики и получить вместо них деньги. Просмотр этого смешного, жестокого и одновременно нежного фильма дает ощущение бесшабашной и стремительной легкости, от которой закладывает уши и захватывает дух. Будто во время поездки на американских горках под амфетамином.

 

True Romance

True Romance

 

Мертвец, 1995

«Мертвец» утонченного минималиста Джима Джармуша повествует о мистическом (возможно, посмертном) путешествии скромного бухгалтера Уильяма Блейка (Джонни Депп), ведомого по Дикому Западу к Тихому океану индейцем-изгоем по имени Никто (Гари Фармер). Он принимает юношу за дух поэта Уильяма Блейка, который случайно оказался в этом грешном мире и должен быть отправлен обратно на небеса. В ходе своего путешествия герои проделывают долгий путь от инфернального города эпохи промышленной революции сквозь зеркальные воды реки забвения к покинутому жителями культовому центру вымирающего племени индейцев. Не случайно в американском разговорном языке выражение to go West означает нечто иное, нежели просто отправиться на Запад, а именно — погибнуть или умереть. В итоге «Мертвец» — это и фильм-притча, и опрокинутый в прошлое роуд-муви, и метафизический вестерн.

 

Dead Man

Dead Man

 

Простая история, 1999

«Простая история» — самый понятный и линейный фильм Дэвида Линча, не имеющий ничего общего с его авангардно-сюрреалистическими картинами. В основе картины — реальная история 73-летнего Элвина Стрэйта (Ричард Фарнсуорт), отправившегося в путешествие через несколько американских штатов — из Айовы в Висконсин — к своему брату Лайлу, с которым он поссорился 10 лет назад и с тех самых пор не разговаривал. Чувствуя приближение смерти, старик Стрэйт отважился на столь опасную поездку в отдаленный штат только затем, чтобы простить давнюю обиду и просидеть по-братски вдвоем под звездным небом хотя бы пару часов. За неимением водительских прав, Стрэйт проделал неблизкий путь на своей газонокосилке со скоростью 10 км в час, добравшись до пункта назначения лишь через два месяца.

 

The Straight Story

The Straight Story

 

Трасса 60, 2002

Нил Оливер (Майкл Дж.Фокс) мечтает стать художником. Ночи напролет он рисует таинственную незнакомку, которая является ему во снах. Отец парня против столь неопределенного будущего сына, мечтает о карьере адвоката для Нила и даже дарит ему новенький красный BMW, дабы показать, сколько возможностей дает адвокатура. Именно на этой машине герой отправится в познавательное путешествие по удивительной трассе 60, которой нет на картах. Сопровождать его будет то появляющийся, то исчезающий загадочный О. Ж. Гранта (Гэри Олдман) — человек, якобы исполняющий любые желания. Но он не единственный попутчик Нила.

 

Interstate 60

Interstate 60

 

Маленькая мисс Счастье, 2006

Семилетняя Олив (Эбигейл Бреслин) — самый маленький и весьма неуклюжий член семейки Гуверов. Это, впрочем, не мешает пухлой девочке в больших очках быть одержимой идеей победы на детском конкурсе красоты «Маленькая мисс Счастье». Семья девочки состоит из нервной мамы, которая курит тайком (Тони Коллетт), папы-неудачника, который ведет курсы «Как не быть неудачником» (Грег Киннер), веселого дедушки, который сидит на тяжелых наркотиках (Алан Аркин), брата-подростка, который воспитывает в себе сверхчеловека, всех ненавидит и соблюдает обет молчания (Пол Дано), и, наконец, дяди — специалиста по Прусту, который пытался покончить с собой из-за неразделенной любви к собственному студенту (Стив Карелл). Все вместе — на раздолбанном микроавтобусе и под музыку группы DeVotchKa — они отправляются в Калифорнию, где проходит конкурс. Увлекательное путешествие превращается в черную комедию про семейные ценности.

 

Little Miss Sunshine

Little Miss Sunshine

 

Венди и Люси, 2008

Венди (Мишель Уилльямс) и Люси родом из Индианны. Венди — одинокая девушка с короткой стрижкой и в шортах, а Люси — ее рыжий ретривер и по совместительству единственный верный друг. Вместе они собираются проехать на старенькой «Хонде» до Аляски: там Венди планирует устроиться на консервный завод — говорят, перерабатывать рыбу берут даже без опыта. Сотня баксов, рюкзак за плечами и ржавая машина, в окнах которой отражается пасмурно-серое небо, — все, что есть у героев. Но и этого кажется слишком много. Остановившись переночевать в маленьком провинциальном городке штата Орегон, Венди и Люси еще не знают, что здесь им придется задержаться надолго.

 

Wendy and Lucy

Wendy and Lucy

 

На дороге, 2010

Пересказывать экранизированный сюжет одноименного романа «короля битников» Джека Керуака лишено смысла. Подобно прочим «дорожным» фильмам, самое главное здесь происходит не столько во время буквального путешествия друзей по Соединенным Штатам и Мексике, сколько во время их метафизического путешествия (тем более, учитывая страсть героев к легким наркотикам и алкоголю) по чертогам разума. В итоге получается не фильм — песнь свободе и независимости, лишенным всяких ограничений (будь то семейные узы или работа) и рамок. И все же есть за этим какая-то тоска и безнадежность, впрочем, свобода и одиночество всегда идут рядом, не так ли?

 

On the Road

On the Road

 

Читайте также: 10 фильмов, вдохновляющих на путешествие в горы

 



'В дороге: замечательные роуд-муви, которые вы не видели' пока никто не прокомментировал

Прокомментируйте первым!

Хотите поделиться своими мыслями?

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

2014 © Faces&Places