метро Стокгольма

Подземелье драконов: что представляет собой метро Стокгольма

Швеция – земля викингов, красивая белокурая страна, родина Карлсона и группы ABBA, Нобелевской премии, шведского дизайна, Oriflame и H&M. Столица Швеции – Стокгольм – один из самых дорогих городов мира. Это музейный центр Европы, столица Евровидения 2016 и столица всей Скандинавии в целом.

Главные достопримечательности Стокгольма широко известны общественности, однако, самая необычная и яркая из них находится буквально под носом. Безусловно, она отмечена на карте, но держу пари, проведя пальцем по всей карте достопримечательностей Стокгольма, вы ее не обнаружите. А имя ей – Tunnelbana, или по-нашему – метро.

 

метро

Эскалатор в метро Стокгольма, фото: Hannes Runelöv

 

Метро в Стокгольме существует с 1950 года и является пока единственным в Швеции. И эти самые три линии шведского метрополитена разрушают все наши привычные представления о метро. Здесь вы не увидите ни мраморных холлов, ни роскошной лепнины, ни скульптурных композиций классицизма, и даже привычного запаха метро здесь нет! Метро Стокгольма было прорублено в скале, этим тоннелем оно так и является по сей день. Изнутри метро напоминает широкую подземную пещеру с множеством разноцветных и совсем не похожих друг на друга гротов. Кажется, будто это метро – не дело рук человека и усилий машин, а результат естественных природных процессов, и человек лишь заботливо опустил сюда поезда и открыл двери для посетителей.

 

Метро Стокгольма

Станция T-Centralen, фото: Tony Webster

 

Такой подход к возведению и оформлению метро не является необычным для скандинавского мира. Человек в системе скандинавского дизайна не хозяин природы, а только ее часть. Камень здесь не заключен в оковы отделки, не искорежен согласно архитектурному плану, а лишь обтесан и «припудрен» бетоном. Однако и на эту совершенно неровную поверхность здесь пытаются клеить афиши – абсолютно нечитаемые.

В метро Стокгольма мы с подругой оказались весьма неожиданно. В скандинавских странах я путешествовала группой студентов нашей Уральской Архитектурно-Художественной академии, и целью поездки было знакомство с искусством и культурой этих стран. Как это водится, к середине путешествия нам, как активистам, захотелось самостоятельности, и мы решили чуть скорректировать свои маршруты. Да простит нам наш экскурсовод побеги, но они того определенно стоили!

Итак, увидев в списке самых красивых станций метро мира шведскую «Stadion», мы с подругой решили, что обязаны это увидеть. Само метро здесь поделено на секции или зоны (A, B, C..), и стоимость проезда будет зависеть от нужной вам зоны, времени или видов транспорта, так как здесь тоже действует система карт. Поездка по самой интересной, центральной, зоне стоила нам около 36 шведских крон, что составляет 300 рублей: согласитесь, довольно дорого для передвижения. Конечно, актуальную цену и оптимальный вид поездки лучше посмотреть на сайте метрополитена, мы же тогда опирались на наш еще начальный уровень английского и были готовы заплатить хоть сколько, лишь бы увидеть все своими глазами.

 

Hallonbergen

Детские рисунки на стенах станции Hallonbergen, фото: Vaidotas Urbanavicius

 

Метро устроено просто и понятно – все, как любят шведы. На каждой станции много информационных табло, заблудиться здесь сложно, главное следить за направлением поездов, так как некоторые пути здесь разветвляются. На самом деле лишь половина станций находится под землей, и далеко не все станции необычны: часть из них – лишь простой перрон, не любопытный для визуалов. Но есть и другие станции.

Hallonbergen – безусловно самая жизнерадостная! С ее белых стен смотрят нарисованные будто детской рукой кошки, собаки, дракончки, и еще много существ, напоминающих результат игры в ассоциации со словами шведского языка. Пространство между путями заполнено шалящими существами, похожими на расписанные пасхальные яйца. Пол станции стилизован под асфальт, на котором мелом нарисованы классики и детские каракули. Любопытно еще, что на полах станций всегда стоит отметка «север-юг».

 

метро Стокгольма

Станция Solna centrum, фото: Julien Lavallée

 

Противоположная по восприятию – Solna centrum. Ее кроваво красные своды напоминают жилище хищного динозавра. К реальности возвращают росписи, которые здесь посвящены актуальным на момент строительства станции социальным проблемам и проблемам окружающей среды. По стенам здесь раскидываются зеленые поля, заводы, машины и крестьяне. В нишах стен стоят за стеклом маленькие макеты.

T-Centralen – самая вдохновляющая и запоминающаяся станция! Это сердце метрополитена Стокгольма, где пересекаются все его линии, а на поверхности расположены центральный автовокзал и ж/д станция. Стены станции окрашены в бьющий по воображению голубой и белый цвета. Своды расписаны растительным орнаментом, а часть станции оформлена силуэтами строителей и конструкций – так выглядела бы гжель, если бы ее изобрели шведы.

 

метро Стокгольма

Радуга на каменных сводах метро, фото: Julien Lavallée

 

Стокгольмское метро чуть приблизит вас к пониманию, кто же такие шведы. Посмотрев его самые яркие станции и составив свой собственный маршрут, вы, пожалуй, удивитесь, сколько любви и труда сюда вложено. Стокгольм – это когда метро, не метро, а арт-объект, имеющий свой километраж.

Фото на обложке: Julien Lavallée

 




'Подземелье драконов: что представляет собой метро Стокгольма' пока никто не прокомментировал

Прокомментируйте первым!

Хотите поделиться своими мыслями?

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

2014 © Faces&Places