Zabriskie Point

Сквозь песок: 10 легендарных фильмов о путешествии в пустыне

О пустыне, наверное, можно снять «шумное», разговорное кино, но гораздо больше в мире молчаливых произведений, чей тихий голос, звучащий лишь иногда, нас завораживает.

 

Симеон-пустынник, 1965 год

Притча, реж. Луис Бунюэль

Самый болтливый и короткий фильм в нашем молчаливом списке. За 45 минут Бунюэль вольно и весьма иронично обыгрывает историю  христианского святого, который взял аскезу – 37 лет провести на столпе посреди сирийской пустыни и решил таким образом приблизиться к Богу. Мастер абсурда, режиссер-атеист, к слову, воспитывавшийся в католической школе, начинает историю тем, что Симеону дарят новую колонну, на которую он может взобраться и продолжить свою аскезу – она длится уже шесть лет, шесть месяцев и шесть дней. Неплохое число для истории на христианский сюжет, не правда ли? Симеон исцеляет мужчину с отрубленными кистями, и первое, что делает отец семейства – «дает леща» своему ребенку. Дальше все еще веселее – праведника начинает испытывать дьявол в образе молодой женщины.

«Симеон-пустынник» – сгусток карнавального, не подцензурного юмора, отсылающего к средневековым комедиям, а несовершенный, все еще «не достаточно святой» герой вызывает большую симпатию. Так что вряд ли антиклерикальный посыл фильма может оскорбить чьи-то чувства, скорее, напомнить, что все мы люди, не чуждые несовершенств.

 

Simón del desierto

Simón del desierto

 

Царь Эдип, 1967 год

Притча, драма, реж. Пьер Паоло Пазолини

Итальянский режиссер-поэт, создававший, пожалуй, лучшие экранизации мифов за всю историю кино, рассказывает историю несчастного Эдипа в двух измерениях – античности и современности. Но ровно как античность не похожа в изображении Пазолини на ту, что мы обычно представляем, так и современность не совсем «сегодня». Обе части повествования выходят на общечеловеческий и вневременный уровень. Место действия соответствующее – это не Древняя Греция, а африканские безжизненные пейзажи, пустыня из скал, где Эдип откажется от своего бунтарства, заведомо провальной идеи обмануть судьбу.

Также как в случае с другими фильмами Пазолини, ты смотришь на итальянскую живопись, которая рождается на твоих глазах, и не представляешь, что может быть совершеннее и как такое вообще мог создать человек, а не, скажем, всемогущий античный бог. Изображение суровых скал и аскетичного быта фиванцев вводит зрителя в медитативное состояние, которое прерывается финальной сценой фильма.

 

Edipo re

Edipo re

 

Забриски Пойнт, 1970 год

Драма, реж. Микеланджело Антониони

Знаменательный для культуры хиппи фильм снят итальянцем Антониони в Америке. Случайно встретившиеся герои, молодые бунтари едут в  Забриски Пойнт. Это местность в Долине Смерти – безжалостной пустыне. Там они занимаются любовью, и их тела, как десятикратный мираж отражаются от скал. А фоном – композиции знаменитых Pink Floyd и The Rolling Stones.

Отсутствие жесткой структуры, небрежность созвучны годам студенческих волнений тех лет. Сюда же – работа с типажами. Дело в том, что исполнители главных ролей не были профессиональными актерами. Антониони буквально на улице увидел «взрывного» парня, такого, какой и нужен был ему для съемок. И героиня здесь под стать – снова и снова взрывает взглядом ненавистный ей замок.

 

Zabriskie Point

Zabriskie Point

 

Фата-моргана, 1970 год

Документальный, реж. Вернер Херцог

Единственный документальный фильм в нашем списке. Впрочем, представитель нового немецкого кино Вернер Херцог славится тем, что снимает игровое кино, как документальное, а документальное, как игровое. Ранний фильм режиссера разбит на три части: «сотворение мира», «рай» и «Золотой век», и скрываются за всем этим длинные кадры североафриканской пустыни, портреты местных жителей и/или странных людей. А фата-моргана – это редкий вид миража, обманывающий людей своей реальностью.

Камера разглядывает совсем неприглядные детали. Например, завороженно разглядывает останки животных – коров, верблюдов. Так и человек порой не может оторвать взгляд от чего-то ужасного. Но тот, чьими глазами мы видим пустыню и ее обитателей, возможно даже и не человек. Может быть, он инопланетянин или божество, пришедшее посмотреть, как тут на Земле поживают его создания.

«Нет ничего более великого, чем песок. Земля зачарована миром», – признается нам божество за кадром.

 

Fata Morgana

Fata Morgana

 

Под покровом небес, 1990 год

Драма, реж. Бернардо Бертолуччи

Композитор Порт, его жена Кит и их новый приятель Джордж Таннер – представители американского высшего света, бегут от этого самого света, от больших городов, от дисгармонии, от собственной остывающей любви – в Африку. Да еще и 1947 год, мир медленно успокаивается после Второй мировой. Собственная попытка примирения супругов под «укрывающими небесами» считается одной из лучших любовных сцен в истории кино. Драма, происходящая между двумя яркими героями, а также связь Кит с привычным миром прерывается очень быстро – со смертью Порта посреди Сахары (что выглядит милостью судьбы). Женщина уходит с племенем берберов. С этого момента Кит как будто лишается своего Я, ее самость рассеивается, как песок.

Бертолуччи этим поздним фильмом продолжает тему знаменитого «Последнего танго в Париже». Герои также вторгаются в чуждый Космос, разрушая и его, и себя. Но только на этот раз битва за свою идентичность и проигрыш – или победа – каждый решает для себя сам – происходит в пустыне, превосходно снятой знаменитым оператором Витторио Стораро. В его объективе пустыня очищается от кинематографических штампов, утрачивает открыточную красоту. Она здесь становится живой материей, меняющейся вместе с чувствами главных героев и зрителей.

 

The Sheltering Sky

The Sheltering Sky

 

Английский пациент, 1996 год

Мелодрама, реж. Энтони Мингелла

Фашисты сбивают самолет над Сахарой. Пилота находит племя туарегов. Обгоревший летчик для своих спасителей просто «английский пациент» – он не может сказать даже собственное имя. Его привозят в Италию, где за ним ухаживает молодая медсестра Ханна.  Наступают последние дни второй мировой войны, и Ханна решает остаться в брошенном монастыре с пациентом, потому что сама недавно пережила утрату и хочет познать одиночество. Италия расцветает, война заканчивается, как четырехлетняя зима. И летчик вспоминает свою жизнь и то, что к раннему финалу ее привела история любви с замужней женщиной.

Оскароносный фильм поставлен по роману Майкла Ондатже, букеровского лауреата. Писатель тесно сотрудничал с кинематографистами, и что нечасто бывает в подобных случаях, остался доволен результатом.

 

The English Patient

The English Patient

 

Поворот, 1997 год

Триллер, реж. Оливер Стоун

Неудачливому мелкому жулику Бобби снова не везет – во-первых, ломается его машина, во-вторых он лишается денег и попадает в городок среди пустыни, в котором жители на редкость несимпатичные, а время словно остановилось. Выбраться отсюда непросто: все как будто мешает Бобби. Его главными мучителями становятся знойная женщина (Дженнифер Лопез) и непосредственно жара, которая плавит остатки самообладания нашего героя. Грейс – так осознанно по-хичкоковски зовут смуглянку – тоже бы не прочь отсюда сбежать и избавиться от мужа.

Оливер Стоун признался, что снял фильм, который с удовольствием посмотрел бы подростком. У него получился хороший жанровый триллер с неожиданной развязкой. Но также верно, что происходящее в городке Сьюпериор (игра слов, с английского – «превосходный») напоминает галлюцинацию или фантазию принявшего дурман шамана-индейца. Недаром Грейс кричит в финале: «К черту Сьюпериор». Мы с ней согласны и тоже спешим покинуть этот населенный странными персонажами пункт.

 

U Turn

U Turn

 

Джерри, 2002 год

Драма, притча, реж. Гас Ван Сент

Картина, чей сценарий был сожжен за день до съемок самим режиссером, представителем независимого американского кино – Гасом Ван Сентом, не могла получиться обычной. И уж точно она как минимум интригует. Два парня (один из них в черной футболке с огромной золотой звездочкой) бредут по пустыне в поисках загадочной «штуки». Собственно, это все, что можно сказать о фабуле, без спойлеров. Проходки героев могут длиться несколько минут, звуковая дорожка – чаще всего стук ботинок о каменистую почву. Порой даже хочется схватить любой предмет и отстучать им ритм шагов парней.

Насколько наполнена эта молчаливая картина Богом, Смыслом, Талантом – любым словом с большой или маленькой буквы – каждый решает сам. Но тот факт, что это не вакуум, пустота, случившаяся в связи с пустоголовостью постановщика, – сомнению не подлежит.

 

Gerry

Gerry

 

Нулевой километр, 2005 год

Драма, реж. Хинер Салим

Весьма специфичное иракское роуд-муви, номинированное на «Золотую пальмовую ветвь». Если этого не достаточно, чтобы заинтересовать, то вот еще подробность – это история длинного отчаянного путешествия через пустыню на машине с гробом на крыше.

1988 год. Ирано-иракская война. Молодой курд Ако мечтает сбежать из Ирака, но его жена не хочет оставлять больного отца. Споры вокруг больного, который лежит на улице на кровати, – это и страшно, и грустно, и смешно. Как всё в фильме. Ако вскоре отправляют воевать, о чем он, не трудно догадаться, не мечтал. У него появляется шанс сбежать из страны –  Ако выбирают для выполнения ответственного задания – отвезти тело убитого солдата родственникам. А его спутником становится водитель-араб, ненавидящий курдов. Так начинается это абсурдное путешествие, которому суждено закончиться (или начаться?) далеко от Ирака.

Наверное, не совсем точно было бы назвать этот фильм трогательным, он исполнен такого гуманизма и любви к нашему несовершенному миру, что слово «трогательный» кажется каким-то уж очень мелким для него.

 

Kilomètre zéro

Kilomètre zéro

 

Безумный Макс: дорога ярости, 2015 год

Боевик, реж. Джордж Миллер

А теперь пора рассказать о самом молчаливом фильме нашего списка.

Внешняя оболочка «Макса», – это путешествие из точки А в точку Б. Уточним, очень быстрое путешествие, которое не дает ни дышать размеренно и неспешно, ни скучать. Макс живет в постапокалиптическом мире. Весь мир – пустыня. Ну а вся жизнь Макса – это выживание. Он присоединяется к мятежникам, бегущим от тирана Несмертного Джо. Лысая героиня Шарлиз Терон похитила прекрасных женщин – жен тирана, самое дорогое, что у него есть. Больше всего этот уродец хочет иметь наследника. У безумной побега несомненно есть феминистический подтекст. А если нет, то эти гордые и сильные красавицы нас просто обманули.

Диалоги, звучащие в «Максе», лучше не подвергать анализу. Но даже безыскусственность редких слов играет этому произведению на руку.  Невозможно поверить, что фильм, чье наполнение – это экшен, ни на минуту не прекращающийся аттракцион, может быть произведением искусства. Более того, этот аттракцион настолько технически точен и чист, что превращается в балет. Киноманы так долго жаловались, что картины утрачивают смысловую нагрузку, становятся набором ярких быстрых картинок, что божество кинематографа смилостивилось и послало им «Макса», готового примирить их с  экшеном. И кажется, в кои-то веки киноманы готовы идти на мировую.

 

Mad Max: Fury Road

Mad Max: Fury Road

 



'Сквозь песок: 10 легендарных фильмов о путешествии в пустыне' пока никто не прокомментировал

Прокомментируйте первым!

Хотите поделиться своими мыслями?

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

2014 © Faces&Places