Альтамира

Альтамира: путешествие к истокам искусства

Сейчас уже сложно вспомнить, когда я впервые узнала об Альтамире, но с тех пор образ этой таинственной пещеры с рисунками первых людей преследовал меня. Уже сильно позже появился осознанный интерес к первобытному искусству, он-то и привел меня к мечте детства. Помню, год назад в другой части Испании мне приснился удивительно отчетливый сон об Альтамире, а с ним пришло осознание, что пора ехать. Так я оказалась на севере Испании, в Кантабрии.

Небольшой городок Сантильяна-дель-Мар так и остался бы красивым, но, в общем, неприметным среди других подобных городов, которые не то чтобы сохранили ореол средневековья, но научились выгодно его преподносить толпам туристов, стекающимся со всей Испании и соседней Франции, если бы не близость легендарной пещеры Альтамиры. Ее изображения почти незримо преследуют всех, оказавшихся поблизости, многочисленными гостиницами и заведениями общепита так или иначе транслирующими изображение знаменитого Bisonte Rojo.

Сейчас Альтамира — признанный объект наследия ЮНЕСКО, пожалуй, одна из трех крупнейших пещер в Европе наряду с Ляско и Шове, сохранившая уникальные росписи периода Верхнего Палеолита. Первой открыла миру пещерную живопись именно Альтамира. Исследователям пришлось пройти долгий путь, прежде чем росписи первобытного человека были признаны, прежде всего, ими самими, путь, полный подлинного трагизма.
 
Альтамира
 
Монументальные росписи на потолке пещеры были случайно открыты осенью 1879 г. История о том, как археолог-любитель Марселино де Саутуола исследовал место, где было сокрыто начало искусств — росписи, некоторым из которых более 20 тысяч лет — и как его восьмилетняя дочь Мария, увидев палеолитическую живопись, воскликнула «¡Mira, papá! ¡Bueyes pintados!» («Смотри, папа! Нарисованные волы!»), стала хрестоматийной. Это удивительное открытие кажется невероятной удачей, как для палеонтологии и антропологии, так и для истории искусств.

Однако менее чем через год профессиональное археологическое сообщество с полной уверенностью заявило, что росписи — не более чем недостойная фальшивка. Этот приговор не только не был результатом разбора фактов, дополнительных исследований, его даже нельзя назвать голословным, поскольку он никак не был сформулирован и воспринимался как абсолютно очевидный. В переписке лидеров эволюционного движения можно найти следующие слова, относящиеся к данному событию: «… Я убежден, что это мистификация… Это не больше чем фарс, настоящая карикатура, созданная для того, чтобы вдоволь посмеяться над слишком легковерными палеоэтнологами…» Стоит отметить, что к тому времени археологами уже были сделаны некоторые значительные открытия — находки мелкой пластики (небольшие предметы, часто бивни мамонта или рог оленя с гравировкой), датируемые примерно тем же периодом верхнего палеолита. Хотя и «искусство малых форм» прошло путь длиной в 30 лет к признанию археологами, в монументальные росписи, сделанные первобытным человеком, исследователям было куда сложнее поверить.

Наука как бы снисходительно примирялась с малыми формами в силу их камерности, но поверить в то, что человек ледникового периода смог сотворить огромную фреску Альтамиры, было невозможно.

Теория эволюционизма, царившая в ученых кругах, не давала принять этот факт. Для ученых-атеистов подобное признание означало бы наличие духовного, божественного начала, давшего способность человеку, которого они считали обезьяноподобным, за 20 000 лет до н.э. (только вдумайтесь в эту цифру!) изобразить невероятно правдоподобно и со знанием дела фигуры животных, от которых и сейчас замирает сердце.

Понадобилось еще несколько значительных открытий, сделанных на территории Франции, чтобы вновь поднять вопрос о подлинности Альтамиры. Наконец в начале нового ХХ века было признано, что «нет абсолютно никаких оснований сомневаться в древности живописи Альтамиры». К сожалению, до этого дня Саутуола не дожил. Сейчас на территории музейного комплекса Альтамиры в память о нем стоит стелла с рельефом, где исследователь высечен со своей дочерью, ставшей свидетельницей этого потрясающего открытия.

С 1902 года, когда ценность Альтамиры была признана международным сообществом, пещера стала местом паломничества огромного количества людей, жаждавших увидеть невероятные росписи, сделанные древним человеком, найти в них самое начало изобразительного искусства. Пикассо (художнику приписывают фразу, произнесенную им после знакомства с росписями древнего человека, «После Альтамиры — все упадок!») и другие художники-модернисты стремились туда так, как их предшественники — в Прадо и Уфицци. Поток посетителей был настолько велик, что через несколько десятилетий была предпринята попытка ограничить доступ в пещеру, в результате чего предварительная запись на посещение Альтамиры растянулась на несколько лет. В 90-х в связи с беспокойством о сохранности наскальной живописи было принято решение закрыть пещеру.

К счастью, летом 2001 недалеко от легендарной пещеры был открыт музей Альтамиры, где в натуральную величину была воссоздана фреска большого плафона оригинальной пещеры. Исполнители этого проекта художники Педро Саура и Матильда Мускис путем фотограмметрического считывания изучили каждые 5 мм площади и повторили работу палеолитических художников. Теперь любой желающий за 3 евро может познакомиться с шедевром палеолитической живописи, что, безусловно того стоит.
 
Альтамира
 
Потолок основного зала разделен огромной трещиной пополам, это деление соответствует хронологическому. Справа — самые древние изображения (ок. 22 000 л. до н.э.), многие из них спутанные, наслаиваются друг на друга и превращаются почти в абстракцию. Фигуры лошадей и быков создают то статичную оппозицию друг другу, то трансформируются в динамичную композицию. Удивительно, но палеолитический художник не просто задумывался о проблеме передачи движения, но и успешно решал ее. Часто в таких изображениях у животных появляются дополнительные конечности, символизирующие процесс движения.

К подобным приемам кубисты обратятся спустя тысячи лет в XX веке.

Кроме того, здесь же можно увидеть самые, пожалуй, первые из образов изобразительного искусства — отпечатки ладоней.
 
Альтамира
 
В левой части плафона располагаются, наверно, самые известные, широко растиражированные на просторах интернета изображения тех самых волов, которых первыми заметила Мария Саутуола. Исследователи первобытного искусства считают, что художник эпохи палеолита пришел к плоскостному изображению постепенно. Сначала он мыслил скульптурными объемами, затем перешел к рельефу и в последнюю очередь к двухмерному изображению, что неудивительно, учитывая, что повсюду его окружали осязаемые объемные предметы. Образы, созданные в Альтамире, — синтез рельефа и плоскостного изображения. Интересно, что художник здесь работал в соавторстве с природой, поскольку для создания изображения объемного рельефного тела животного он использовал естественные неровности каменного потолка.
 
Альтамира
 
Сложно описать тот трепет, который испытываешь, спускаясь в прохладный полутемный зал, обрамленный росписями фигур животных и людей, сливающихся с полуабстрактными символами и линиями. Кажется, здесь сокрыто древнее знание о самой сути искусства. Осознавал ли это художник, чьи работы пережили тысячелетия? Думаю, нет. Нам не известно, какую цель он преследовал, заполняя потолок пещеры изображениями бизонов и лошадей.

Долгое время была популярна теория об «охотничьей магии»: человек, изображая дикое животное, заклинал его, получал власть над его силой.

По сути, эти изображения не были искусством, они носили утилитарный характер. Но представляя, как оживают фигуры в пляшущем пламени костра, я почти чувствую огромную силу какого-то невероятного знания, которое сокрыто в этих изображениях. Как будто все в этом мире стало бы ясно и понятно, если б только вспомнить язык, на котором обращаются к зрителю образы Альтамиры.

Несомненно, посещение музея-копии Альтамиры стало одним из самых сильных впечатлений, хотя мне и не удалось попасть в саму пещеру. Сейчас исследователи проводят эксперимент, в рамках которого каждую неделю пять человек могут посетить древнюю пещеру. Для этого необходимо прийти в музей утром в пятницу и заявить на кассе о своем желании участвовать в лотерее. Пять счастливчиков будут выбраны путем жеребьевки сотрудниками музея.

Добраться до Сантильяны-дель-Мар можно на автобусе из Сантандера за 30 минут или можно совершить более длительную поездку из Мадрида (примерно пять часов на автобусе), попутно любуясь на холмы и поля, на которых пасутся многочисленные лошади и коровы, потомки знаменитых животных Альтамиры.

 
Альтамира



'Альтамира: путешествие к истокам искусства' пока никто не прокомментировал

Прокомментируйте первым!

Хотите поделиться своими мыслями?

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

2014 © Faces&Places