Танец Дракона

Танец Дракона: символизм и мифология китайского танца

Шумные фейерверки, странная кухня, небоскребы Гонконга, яркие бумажные фонарики и впечатляющий танец Дракона на фестивалях — Китай многолик и разнообразен, и знаем мы о нем далеко не все. Сегодня речь пойдет о народном китайском танце и о том, что расписной головой Дракона он не ограничивается.

Подобно тому, как это было у многих народов мира, танец в Китае с древних времен был в первую очередь ритуальным обрядом. Его исполняли, чтобы попросить богов об урожае, хорошей погоде или славной охоте. Причем, у каждой из многих — порядка 56 — этнических групп Китая был свой уникальный танец. Со временем он трансформировался, проходил сквозь века и видоизменялся. В эпоху Хань (III в. до н. э. – III в. н. э.) танец все еще носил ритуальный характер, в то время, как сейчас никакого отношения к религии не имеет.

 

танец дракона

Элементы боевых искусств – неотъемлемая часть танца, фото: The.Rohit

 

В давние времена через танец люди выражали свои эмоции: любовь, грусть, тоску, ревность и соперничество; но иногда и материнскую заботу, умение прощать и родственные связи. Их танец был подобен дару и передавался из поколения в поколение. Нередко, из-за распрей, войн или болезней навсегда терялись целые огромные пласты истории танца. Вот почему после создания Китайской Народной Республики правительство решило позаботиться о том, чтобы сохранить эту немаловажную часть культуры своего народа.

Немаловажное значение имеет и то, что танцы древности были не только способом самовыражение, но также включали в себя элементы боевых искусств, представляли собой зрелищное и спланированное от А до Я действо. А некоторые танцы, как например, придворные, могли иметь еще и сюжет. Такие танцы представлялись по случаю важных церемоний, больших праздников или банкетов в честь почетного гостя.

 

китайский танец

Танец в Китае с древних времен был в первую очередь ритуальным обрядом, фото: C.K. NG

 

Придворные танцы

Изначально придворный танец служил для того, чтобы показать величие императорской армии. Он был напоминанием того, что армия императора всегда готова вступить в бой и защитить своего правителя. Такой танец назывался «Танцем кавалерии князя Цин».

В период с 712 — 756 гг. появляется танец «Песни бесконечной печали». По легенде, Императору Ли Лунцзы приснилось, что он отправился на Луну, а там во дворце набрел на группу прекрасных девушек, одетых в перья и облака. Проснувшись, он рассказал свой сон наложнице. Та, в свою очередь, чтобы ублажить правителя решила воссоздать танец из сна. Так появились «Песни бесконечной печали».

И все же на сегодняшний день самым популярным китайским танцем считается танец династии Тан.

 

Танец — одна из главных достопримечательностей, которую обязательно стоит увидеть во время путешествия в Сиань. Вне зависимости от сюжета, он популярен на территории всего Китая.

 

Танец Дракона и танец Льва

Но вернемся к огромной бумажной голове Дракона. Дракон символизирует в Китае силу и достоинство, а сами китайцы ревностно считают себя потомками этого мифологического чудовища. Танец Дракона — один из важнейших ритуалов празднования Нового Года. Традиционно драконы изготавливались из древесины и бамбуковых обручей, а после обтягивались тканью. Управлять драконом весьма трудно, и без практики практически невыполнимо. Управление требует командной работы и полной слаженности, ведь если кто-то запнется или собьется с ритма, то допустят ошибки и все остальные. Как правило, Дракона держат 50 сильных мужчин, а вес одной только головы иногда составляет больше 14 кг!

Дракон — не единственное почитаемое животное Китая. Помните большую расписную страшную драконью голову, которую вы видели практически во всех фильмах про Китай, где есть праздник? Так вот, это не дракон. Это Лев. И вы видели танец Льва.

 

китайский танец льва

Танец Льва различается в зависимости от места его исполнения, фото: upi.com

 

Обычно в костюме Льва находятся два человека, но встречаются вариации танца, где его исполняют сольно. Базовые движения этого танца заимствованы из боевых искусств, и традиционно, как танец Дракона, он исполняется на Новый Год. Но самое интересно заключается в том, что танец Льва различается в зависимости от места его исполнения. Например, в Северном Китае, львы выходят парой (красный бант — мужчина, зеленый — женщина). А иногда львы выходят «семьей» и исполняют совместный танец.

Куда интересней обстоят дела с Южным Китаем. На этой территории танец Льва более символичен. Исполняется он, чтобы отпугнуть злых духов и приманить богиню удачи. Сама маска льва тоже отличается. Огромное внимание уделяется ее расцветке, голова четче отделена от тела, глаза многим больше, а на лбу прикреплено зеркало: считают, что злой дух посмотрится в него и испугается. Кроме того, у этого Льва есть рога.

 

танец в китае

Танец в честь многорукой богини – один из самых красивых в Китае, фото: C.K. NG

 

Танец «Тысячерукая Гуаньинь»

В Китайской мифологии Гуаньинь (не путать с одноименным учеником Лао-цзы) — богиня милосердия, покровительница женской половины дома. Ее имя переводится как «рассматривающая звуки мира». Буддийская легенда из «Полной истории Гуаньинь и южных морей» гласит, что Гуаньинь поклялась не знать покоя, пока все живые существа не будут освобождены от сансары, перерождений ограниченных кармой. Богиня многим помогала, но видела, что тысячи несчастных существ все еще не обрели спасения. От стараний постичь нужды столь многих ее голова раскололась на одиннадцать частей. Будда Амитабха, видя это, наделил ее одиннадцатью головами, чтобы она продолжала слышать крики страдающих. Тогда Гуаньинь попыталась дотянуться до всех нуждающихся в помощи, но обнаружила, что и руки ее разрываются на части. И вновь Амитабха пришел на помощь и дал ей тысячу рук.

Танец в честь многорукой богини не только впечатляет поразительной красотой, синхронностью и сакральностью, но и тем, что исполняется он двадцатью глухонемыми девушками, которыми руководит солистка Тай ЛиХуа. Чтобы добиться точности на краям сцены стоят четыре помощника-сурдопереводчика, которые помогают специальными жестами поддерживать ритм танца.

 



'Танец Дракона: символизм и мифология китайского танца' пока никто не прокомментировал

Прокомментируйте первым!

Хотите поделиться своими мыслями?

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

2014 © Faces&Places