Волонтерство в Исландии

Волонтерство в Исландии: личный опыт путешествия на ледяной остров

Говорят, когда ты побывал в каждом месте на земле, ты должен отправиться в Исландию. Но новый герой Faces&Places, фотограф , сделала все наоборот. На ледяной остров она отправилась в свое самое первое одиночное путешествие. О том, что из этого вышло и почему это оказалось несложно — в нашем материале.

Когда одни путешествия рождают другие

Год назад, в сентябре 2014 года, мы с братом ездили на месяц в Италию. Мы поехали в деревню в Альпах, где до этого он целый год жил и работал волонтером. Там и теперь был волонтерский лагерь, и я познакомилась там с девочкой из Латвии, которая до этого была волонтером в Исландии. Даже в Италии она очень скучала по Исландии, много рассказывала о той своей поездке и дала первый совет. «Я ездила работать в Ботаническом саду Рейкьявика — отмечала она, — но раз ты любишь фотографию, то тебе, наверное, был бы интересен такой проект, как Фотомарафон».

Я очень люблю фотографировать — это у меня от папы. Он говорит, что иногда у меня случайно получаются такие хорошие снимки, которые профессионалам даются с большим трудом. И тогда я подумала, почему бы не совместить волонтерство с моим увлечением фотографией.

Я решила, что начну новый год с новой страницы. В январе, сразу после праздников, мы оправили заявку и дождались подтверждения, что меня приняли. Я была очень рада.. Но подать заявку и получить подтверждение – это только полдела. Потом нужно заплатить регистрационный взнос, купить билеты… Моя поездка стала мне подарком на день рождения в июне. Своему молодому человеку я сразу сказала: «Вместо нового iPhone лучше подари мне билеты в Исландию».

Рейкьявик

Первые впечатления и важные открытия

Когда я летела, мне было очень страшно. У меня была пересадка в Осло два с половиной часа. Я еле-еле успела на свой самолет в Исландию, а после приземления, когда спускалась по трапу, то сразу почувствовала себя как на американских горках! Там нереальный ветер! Раздувает щеки, даже если их в принципе нет. В остальном ощущения были сперва непонятные. Я так и сказала друзьям, когда звонила..

От аэропорта до Рейкьявика — 45 минут на большом экскурсионном автобусе. Водитель довез меня до города. Я приехала на день раньше начала волонтерской программы, чтобы хоть немного освоиться, поэтому бронировала хостел. Из хостела открывается красивый вид на горы и океан. Я оставила вещи в комнате, спустилась вниз и увидела, что все вокруг какие-то непривычно веселые. Очень много рыжих. Исландия — это страна рыжих. Рыжих и блондинов. И все они очень позитивные и какие-то смешные. Взять хотя бы их стиль. Колготки, на них сверху надеты носки, какие-то удивительные туфли, многие с разноцветными волосами, от голубого до желтого. Волшебно! К счастью, почти все исландцы прекрасно знают английский язык, и сложностей в общении не возникает.

Почти сразу же после приезда я поняла, что самая бесполезная в Исландии вещь — это зонт.

Там такой ветер, что стоит развернуть зонт, как его тут же выворачивает наизнанку. Гораздо лучше запастись непромокаемой курткой и хорошими ботинками, а все остальное — ерунда. Тем более что довольно часто в Исландии бывает такая морось весь день: дождя вроде нет, но едва ты выходишь на улицу, как уже мокрый весь с ног до головы.

На следующий день мне нужно было найти банк, чтобы поменять евро на кроны. В принципе, евро в Исландии тоже принимают, но сдачу дадут все равно кронами, поэтому расплачиваться кронами все же удобнее. Я зашла в магазин узнать, где находится банк, и один мужчина вызвался меня подвезти. Я, смелая, согласилась, а это оказался Гейр Олафссон (Geir Olafsson) — известный в Исландии джазовый певец. Он подарил мне свой диск, а потом, узнав, что я волонтер, мы еще заехали в магазин, чтобы купитьфруктов, овощей и копченой рыбы, чтобы я в случае чего не голодала, и помог найти на карте место будущей волонтерской встречи. Это был мой второй день в Исландии, и мне понравилось такое гостеприимство.

Я встретилась с другими участниками программы в офисе волонтерской организации и мы поехали в Ботанический сад, где располагался наш лагерь.

Волонтерство в Исландии

Знакомство с группой и дежурство на кладбище

В Исландии нам предоставили питание и проживание, а сам волонтерский проект длился 10 дней и состоял из двух частей. Первая — это, собственно, Фотомарафон, а вторая — работа. Еще дома, незадолго до поездки, мне как-то позвонил брат и сказал: «Не хочу тебя расстраивать, но я прочитал повнимательнее условия программы и выяснил, что одними фотографиями дело не ограничится. Два дня вам придется работать на кладбище! Так сказать, общественные работы, чтобы оправдать ваше творческое “безделье”».

Перед началом работы нам провели обзорную экскурсию по кладбищу. У кладбища большая история: там похоронены многие солдаты Второй мировой, американцы, русские… Но, что удивительно, там нет ни одной заброшенной могилы. Везде ровная зеленая трава, чистота. Даже если у покойного не осталось родственников, за его могилой тщательно ухаживают. У местных исландских студентов даже есть обязательная практика на кладбище каждое лето.

Мы работали с 9 утра до 4 вечера, а после работы нас плотно кормили обедом. Мой папа очень переживал, что на проекте я буду недоедать, но на самом деле еды было много, она была сытной и очень вкусной. Нам даже давали меню.

Волонтерство в Исландии

Еще мы работали в Ботаническом саду, где и располагался наш волонтерский лагерь. Нам выделили небольшой участок, который нужно было засадить капустой и другими овощами. В Ботаническом саду есть небольшой ресторан, который держит семейная пара из Ирландии. Для этого ресторана мы и сажали овощи.

У нас была такая дружная компания, что за четыре часа мы справились с работой, которую другие волонтеры выполняли за два дня. Все очень добрые, могут найти подход друг к другу. Честно говоря, я никогда в жизни не была в таких интернациональных компаниях. Были парень и девушка, одноклассники, из США, девушка из Швейцарии, одна девочка из Питера, кемп-лидер — из Португалии. В общей сложности в лагере жили порядка 14 человек из самых разных стран.

Для меня этот волонтерский проект не был отдыхом в чистом виде, но не был и работой. Когда я вернулась домой, мне было тоскливо и грустно, и я думала, почему у меня не случалось такого после других поездок.

А потом я поняла: своей атмосферой это и было похоже на летний лагерь.

Тогда же я поняла, что человек сам для себя создает атмосферу. Даже возраст здесь не играет роли: куда важнее быть отзывчивым и позитивно настроенным. А про все свои жизненные сложности лучше забыть на время. И тогда будет не важно, откуда ты приехал, сколько тебе лет и как хорошо ты владеешь языком — ты найдешь в лагере друзей, окунешься в другие культуры и станешь частью одной большой семьи.

Волонтерство

Фотопроект и личная конкуренция

Сначала мы слушали лекции о том, как правильно настроить технику и как выстроить кадр, нам показывали лучшие работы предыдущих участников проекта (Фотомарафон проходит несколько раз в год) — это было познавательно и интересно. Затем мы отправились на практику. Можно было ходить фотографировать группами или вообще всем вместе, но каждый предпочел делать это в одиночку: несмотря на сплоченность, чувствовалась какая-то конкуренция. Я много снимала в Ботаническом саду: ходила там среди озер, высматривая уток.

А один раз сфотографировала удивительный закат. Солнце в Исландии заходит где-то в 12 ночи. Я собралась в магазин где-то в 11:30, смотрю: светит нереально красивое солнце. Я взяла фотоаппарат и побежала к берегу океана. Сделала много снимков, а когда уже вернулась в Москву, поняла, что сфотографировала наш корабль «Крузенштерн», который в порту Рейкьявика задел два корабля береговой охраны Исландии у причала. Был международный скандал. Об этом говорили во всех новостях.

Крузенштерн

Этот снимок потом участвовал в фотовыставке. На самом деле, эта выставка, которую устраивали по окончанию проекта, была не то чтобы на лучшую фотографию. Каждый выбирал сначала 10 своих лучших снимков среди сотни отснятых, а потом мы собирались вместе и коллективно отсеивали еще, пока не дошли до двух фотографий от каждого участника. У меня как раз был «Крузенштерн» и снимок камней на знаменитом черном пляже Вик — его сделали центральным снимком всей фотовыставки и взяли на обложку рекламных буклетов.

По сути, мероприятие не было конкурсом между участниками проекта, а скорее было направлено на то, чтобы преодолеть внутренний барьер и нерешительность и достичь такого состояния, когда ты начинаешь гордиться своими работами.

Уличная еда и День независимости

17 июня — День независимости Исландии. В этот день в Рейкьявике проходит парад. На него, кажется, съезжаются все: дети сидят у мамы или папы на плечах, люди идут с охапкой воздушных шариков, которые привязывают друг другу на рюкзаки. Шарики цепляются за все, какие-то отрываются и взмывают в воздух — зрелище очень красивое. Все фотографируют, кто-то даже, чтобы видеть лучше, залезает в три ряда друг на друга. Проходят концерты, анимационные мероприятия.

День независимости в Исландии

При этом я не встретила ни одного человека с пивом или сигаретой, зато многие были с хот-догами. В Исландии даже говорят иногда, что если ты не ел местный хот-дог, считай, что в Исландии не был. На самом деле, хот-доги эти совершенно обычные (хоть и невероятно вкусные), с кетчупом, горчицей и хрустящими чипсами, ими торгуют с лотков.

Другое уличное лакомство — крошечные пончики Донатс. Их посыпают цветными сладкими шариками, поливают сиропом. Они такие маленькие и вкусные, что за раз можно запросто съесть хоть 20 таких пончиков.

Уличная еда Исландии

В этот день было ветрено и холодно, и вечером мы пошли гулять по барам и клубам. Везде пишут, что в Исландии самая свободная и заводная клубная жизнь, и в общем-то это правда. Музыка у них отличная, хотя именно исландской музыки в клубах нет, все очень открыты и доброжелательны. В клубе можно выпить пива. Еще очень популярен датский, кажется, сидр “Somersby”. Я не любительница сидра, но в Исландии отказаться от него было сложно. Там он какой-то удивительный: то с ягодами, то с сиропом, а то и вовсе из лепестков розы.

Единственное, чего я не попробовала в Исландии, это знаменитую тухлую акулу.

В хостеле я открыла стоявшую там баночку со странной белой мякотью, и она так сильно пахла нашатырем, что я решила не рисковать. А вообще, едят ее крошечными кусочками, запивая местной водкой Бреннивин.

По Золотому кольцу Исландии

Золотое кольцо — самый популярный туристический маршрут Исландии, включающий в себя множество водопадов и гейзеров. Водопады – это нереальная сила и такие брызги, что снимать бесполезно. К тому же, время у нас было ограничено — главный минус групповых экскурсий. Мне хотелось просто насладиться этой красотой и энергией. Тем более что нам повезло с погодой: на протяжении всех экскурсионных дней было +15 и солнце. Поэтому у каждого водопада была одна, а то и две радуги.

На экскурсии было отведено три дня. В первый день мы поехали в Голубую лагуну – геотермальное озеро. Вода там нежного голубого цвета. Когда раздетой выходишь на улицу, становится холодно, но потом погружаешься в приятную теплую воду и уже не хочешь выходить. На специальных дощечках можно взять глину, намазаться ей, заказать напитки или полежать на отдельном пляже. Я набрала там красивых камушков, покрытых солью и глиной. Они и еще песок с черного пляжа, который я рассовала по карманам — самые дорогие мои сувениры.

Голубая лагуна

И все это на фоне гор, полей одуванчиков и люпинов — очень красиво.

Гейзеры — тоже впечатляющее зрелище. Особенно большой гейзер, который появляется раз в 4 минуты. И несмотря на то, что все пристально ждут этого, иногда это происходит неожиданно. Например, один раз он прорвался немного не там, где обычно, и окатил всю нашу группу с ног до головы. Тут нужно быть осторожным. И еще одно особенное зрелище — это южный берег, пляж Вик, покрытый мелким черным песком. Дух захватывает, как там красиво. К сожалению, и здесь времени было не так много, а хотелось кричать, прыгать и визжать, сколько сможешь. Я даже разулась и просто пошла по песку босиком, чтобы почувствовать пляж. Было безумно холодно, и все смотрели на меня, как на ненормальную, но мне было все равно.

В последний день лагеря мы поехали смотреть китов. Погода была пасмурная, и нам выдали специальные теплые костюмы. Китов вблизи мы не увидели, только крошечных, и все было менее эффектно, чем мы ожидали. Но я больше эмоций испытала не от китов, а от самой атмосферы. Мы были в открытом океане, и дул такой сильный ветер, нас качали огромные волны — это такой адреналин! Капитан объявлял, где и во сколько появился кит, а еще учил определять по солнцу время. Все в очередной раз затаились… и вдруг из туч появилось солнце. Я стала радостно показывать на него пальцем и все решили, что я увидела кита. Капитан догадался и спрашивает: «Или ты хочешь назвать время?» Я отвечаю: «Не переживайте, это всего лишь солнце». Все так смеялись.

Киты в Исландии

Место, куда хочется вернуться

Исландия — страна улыбок и тепла, несмотря на холодную погоду. Там вкусная еда, постоянные фестивали и ярмарки, и какая-то своя магия. В Исландии просто быть собой и просто знакомиться с новыми людьми. Однажды я шла по улице и запросто разговорилась с парнем, который приехал в Рейкьявик из Лондона на музыкальный фестиваль. Даже в России у меня есть барьер, чтобы заговорить с кем-то, а там такого нет. Можно запросто поболтать и подружиться.

Я поняла, что простота — это едва ли не самое важное в жизни. Я теперь могу, скажем, сесть на бордюр в городе, могу ходить с растрепанным волосами. И это не будет какой-то неухоженностью или отсутствием воспитания, но жить так проще.

Еще одна важная истина, которую я поняла — это то, что впечатления дороже всего. Я познакомилась с огромным количеством людей, а это всегда очень здорово. Общение — это обмен эмоциями и опытом. Главное, не бояться и не забывать про свои мечты и цели. Жизнь часто превращается в суматоху, мы плывем по течению, забывая о тех местах, где хотели побывать, размениваемся на очередные безделицы. Всего можно достигнуть, нужно просто решиться на это.

Единственное, о чем я жалею, так это о том, что не поехала куда-то самостоятельно раньше.

Исландия

Я очень боялась языкового барьера, каких-то других преград, а сейчас понимаю, что самое главное — это желание. Если желание есть, будет и все остальное. На этом путешествии я не буду останавливаться. Я уже начала искать для себя новые возможности для путешествия, причем снова в Исландию. Все-таки 10 дней — это слишком мало для такого места, тем более если параллельно занят на каком-то проекте.

В Исландию надо ехать за внутренней силой; это место свободы. Там заряжаешься энергией, тебе хочется мечтать и творить. Исландия — место, куда хочется вернуться.

О еще одном опыте волонтерства в Исландии можно почитать здесь, а узнать подробнее, как записаться волонтером на Фотомарафон и прочитать описание программы — здесь.

Рейкьявик

Все фото: Татьяна Кузнецова

'Волонтерство в Исландии: личный опыт путешествия на ледяной остров' прокомментировал один человек

1. Ivan Kuznetsov

@

Отличное интервью! Спасибо. Сразу захотелось в Исландию и сделать что-то подобное еще раз и еще много-много раз ) Совмещайте поездки с творческими планами и общественно-полезной работой 😉 Так интереснее, чем обычным туристом.

Хотите поделиться своими мыслями?

Войти с помощью:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.